Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

25.08.2011
Накакнуне. ру
За голову Каддафи объявили награду, но на его стороне – народ

Ливийские "повстанцы" (надо полагать, не без помощи западных спецслужб) объявили награду в 1,7 млн долларов за голову полковника Муаммара Каддафи. Более того, они пообещали амнистию членам его окружения, которые решатся убить или выдать бывшего диктатора. Таким образом, дальнейший ход событий может начать протекать по иракскому сценарию, если лидера Джамахирии "продадут" свои же. Но, как рассказал Накануне.RU научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров, все рефлексы нормального ливийца сейчас направлены на то, чтобы защитить Каддафи, и объяснил, почему.

Вопрос: Очередной этап ливийской войны, судя по всему, переходит в решающую стадию. Повстанцы больше состоят из обученных наемников, их на суше поддерживают то ли британские коммандос, то ли солдаты французского иностранного легиона, а с воздуха "утюжат" самолеты НАТО. Не буду спрашивать, сколько еще продержится Каддафи. Как ему удается устоять?

Саид Гафуров: За ним народ. Реально сейчас все население сплотилось вокруг полковника Каддафи, а там довольно простые люди. Все ливийское население, в принципе, можно разделить на две неравные группы, одна из них большая, другая – маленькая. Большая группа – потомки бедуинов, потомки воинов пустыни, племенной народ. А маленькая группа – это исторически городское население, которое всегда было в Триполи, Бенгази. Это люди, которые были торговцами, лавочниками, пиратами, они занимались работорговлей, караванной торговлей. И сейчас исторические горожане, эти "хозяева жизни", которые, может быть, заслуженно считают себя гораздо более цивилизованными, чем воины пустыни, хотят взять политическую власть. То есть, полковник Каддафи ведь не только в Москве выглядел странно, когда ездил со своей палаткой. Так же странно он выглядит для жителей Триполи и Бенгази. Но он выглядит совершенно нормально для бедуина. И сейчас племена понимают, что горожане решили захватить власть, прежде всего, нефтяную власть. И поэтому все рефлексы нормального ливийца – бедуина – направлены на то, чтобы помочь полковнику Каддафи.

Вопрос: Среди лоялистов, сражающихся на стороне полковника добровольцев, ислам считается за состоянием души. У инсургентов, как Вы уже отметили, большинство активных членов - традиционное городское население, которые менее этому подвержены. Играет ли этот религиозный фактор какую-то роль в противостоянии?

Саид Гафуров: Да, конечно. Кроме того, нельзя не понимать очевидного – каждый убитый натовской бомбой ребенок (а убито уже огромное число людей) автоматически увеличивает число добровольцев в войсках Каддафи. Все понимают, что если твою страну бомбят, то нужно брать в руки оружие. У них такая логика. Европейская логика другая: они говорят, что война сокращает число покупателей у бакалейщика, но у бедуинов эта логика не работает. У них работает принцип "раз тебя бомбят – берись за оружие". Понятно, что их можно запугать, сломить, мы прекрасно знаем, что даже вооруженный народ не в состоянии справиться с хорошо подготовленной профессиональной армией, но, тем не менее, число людей, готовых сражаться за Каддафи, с каждым днем не убывает, а растет. Это очень важный момент. Когда они поняли, кто берет власть в Бенгази, кто это такие, ливийцы ужаснулись. Они поняли, что самое худшее, что может с ними произойти, с ними происходит.


Вопрос: С чем Вы связываете масштабные профанации мировых СМИ по Ливии? Почему российские СМИ фактически поддерживают такую пропаганду?

Саид Гафуров: Это настолько бессовестное ведение пропагандистское войны, что я просто их перестал читать. Мотивы мировых СМИ понять можно – им дорого и опасно отправлять своего корреспондента в Триполи, поэтому они используют информацию "Аль-Джазиры", "Аль-Арабии", а это люди, на корню купленные шейхами из стран Персидского залива, которые, в свою очередь, жизненно заинтересованы задавить полковника Каддафи. Приходится констатировать, что СМИ в данном случае перестают нести функцию информирования.  

Вопрос: В борьбу на стороне инсургентов вступили берберские племена. Чревато ли это этническими конфликтами? Чревато ли геноцидом?

Саид Гафуров: Это очень большая опасность, причем, опасность больше для берберов, потому что их меньше. Если ситуация будет воспринята, как борьба берберов против арабов, то возможна очень неприятная резня, маленькие берберские племена просто начнут выжигать, поскольку там начнут работать законы кровной мести. В общем-то, мы знаем, что в предыдущей войне в Чаде их спасла, во многом, жесткая рука Каддафи.

Вопрос: На Ваш взгляд, в чем схожесть ливийской ситуации с Ираком, в чем различия? Есть мнение, что, рано или поздно, Каддафи "продадут" свои же. И уже объявлена награда за его голову в 1,7 млн долларов.  

Саид Гафуров: Я не берусь предсказать вопрос о предательстве. Кто его продаст? Сколько времени уже прошло – его могли бы продать те, кто хотел бы, но пока не продали. Война есть война, и там возможны все варианты.

Вопрос: Медведев вчера заявил, что ситуация в Ливии не меняется, и там – "двоевластие". Согласны ли Вы с такой оценкой?  

Саид Гафуров: В Бенгази нет власти ни у кого, там есть только деньги и спецслужбы, которые наводят ужас. При первых выстрелах они разбегаются, но на безоружных африканцев они наводят ужас очень хорошо. А двоевластия никакого нет. Там как была организованная анархия в виде народных коммун, так она и есть. На территории под контролем Каддафи выполняются финансовые операции, на заправках отпускают бензин, пусть и с очередями. В Бенгази все нарушено, и единственное, что там пытаются сделать – завалить территорию деньгами. Двоевластия нет, потому что у бенгазийцев власти нет. Собрались люди, объявили себя начальниками и отдают приказы.


счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»