Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
 Институт прикладного востоковедения и африканистики



Саид Гафуров, Дарья Митина

С верой в душе – Новая конституция Бангладеш

Звезды не боятся, что их примут за светлячков.

Р.Тагор.

30 июня 2011 года бангладешский парламент после длительных дебатов утвердил Пятнадцатую поправку к Конституции республики, восстановив некоторые из базовых положений первоначальной Хартии 1972 года, зафиксировавших фундаментальные ее принципы - демократию, национализм, социализм и секуляризм. Впоследствии от них постепенно отказывались военные и псевдогражданские режимы, но именно под знаменами этих принципов началась Освободительная война 1971 года против Пакистана, в которой, по некоторым оценкам, три миллиона бенгальцев погибло и неисчислимое количество подверглось пыткам.

Ветер ли старое имя развеял?

Hет мне дороги в мой брошенный край.

Если увидеть пытаешься издали,

Hе разглядишь меня,

Hе разглядишь меня,

Друг мой, прощай!

В северной Индии всегда доминировали две культуры, некоторые даже говорят, две цивилизации - бенгальская и хиндустани (хинди и урду, а также меньшие их диалекты вроде пенджабского или гурмукхи). Несмотря на то, что хиндустани и бенгальский - близкородственные языки и культуры, разница между ними для постороннего наблюдателя разительна. Урду-культура (а сейчас – хинди-культура) – это культура воинов и аристократов, культура ответственных феодалов со всеми ее приятными и болезненными качествами. Бенгальская культура – культура рафинированных интеллектуалов и талантливых мастеровых. Британские колонизаторы после восстания сипаев 1857 года официально приняли доктрину о наличии в Индии народов, способных и неспособных к военной службе в Индийской имперской армии. Пенджабцы, говорящие на одном из диалектов хиндустани, составляли костяк британских вооруженных сил, а бенгальцев к ней не подпускали на пушечный выстрел.

Борющиеся за роль языка хинди в индийском парламенте (где рабочим языком на практике является английский) социалисты из партии Самаджвади с горечью говорят, что парламентарии стесняются считающегося простонародным и «низким» хинди, тогда как бенгали можно часто услышать в коридорах парламента.

Независимо мыслящие образованные индийцы любят повторять насмешливый парадокс, что кино на хинди отсутствует, потому что поэтический язык Болливуда – это на самом деле урду с его персидской возвышенностью и развитой поэтикой. Кино на бенгальском, напротив - это великая реалистическая киношкола, которая, например, входит в обязательную программу всех американских киновузов (великий режиссёр Сатьяджит Рей, категорически отказывающийся снимать в Голливуде даже новую экранизацию Анны Карениной, тем не менее, получил Оскара по совокупности заслуг, а его конкурент Мринал Сен – Серебряного Медведя на кинофестивале в берлине, приз жюри в Каннах и неоднократно на Московском международном кинофестивале, а они ведь не лучшие, а просто наиболее принятые на Западе кинорежиссёры).

Написавший гимн Индии (на санскрите) лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор, как известно, был бенгальцем, и его бенгальскими стихами до сих пор влюбленные еще прыщавые юноши объясняются в любви своим не менее прыщавым подружкам.

Изначально светский Бангладеш после убийства в 1975 году основателя республики Шейха Муджибура Рахмана - отца нынешнего премьера очаровательной старушки Шейх Хасины - в течение трех десятилетий был свидетелем того, как военные и псевдо-гражданские правители вносили изменения в Конституцию по своему усмотрению для удовлетворения сиюминутных политических потребностей, что с точки зрения государственного устройства превратило страну в исламистское государство.

После страшного голода 1974 года, вызванного наводнением, и убийства Шейха Муджибура Рахмана (по слухам при прямом участии ЦРУ за его политику сближения с антиамерикански настроенной Индией и СССР) новое правительство начало проводить антисоветскую и антииндийскую внешнюю, либеральную экономическую и исламистскую внутреннюю политику. Ситуацию нельзя понять правильно, если не принимать во внимание, что одновременно в индийской Западной Бенгалии пришедший к власти Левый фронт во главе с коммунистами начинает проводить свою аграрную реформу, которая оказалась на удивление эффективной. Пример Западной Бенгалии стоял перед глазами обездоленных в Бангладеш, а сотни тысяч бангладешцев стали полулегально пересекать границу Бенгалии Западной, Бенгалии коммунистической.

В 1977 году череда военных переворотов заканчивается приходом к власти в Бангладеш при явной поддержке США и Китая генерала Зии Зиаура Рахмана, который начинает проводить политику экономических реформ в американском стиле и умеренной исламизации страны против курса Муджибура на секуляризацию и форсированную индустриализацию. Следующий глава Бангладеш генерал Хуссейн Мухаммед Эршад продолжал и углублял политику Зиаура на исламизацию страны. Зиаур Рахман в 1970-е годы и Эршад в 1980-е посредством, соответственно, Пятой и Восьмой поправок к Конституции фактически отказались от светских устоев республики.

Зиаур Рахман - основатель Националистической Партии Бангладеш (НПБ), в настоящее время возглавляемой его вдовой Халидой Зия, занимавшей некоторое время должность премьера, - восстановил права религиозных партий (многие из которых выступали на стороне Пакистана) и позволил вести политическую деятельность подозреваемым в воинских преступлениях (в основном – исламистов). Эршад в 1988 году формально сделал ислам государственной религией, подрывая то многоконфессиональное общество, которое известная своей терпимостью Восточная Бенгалия, прежде чем она стала Восточным Пакистаном, а затем Бангладеш, лелеяла на протяжении веков.

Эти изменения фактически привели к отказу от светских принципов «бангали (или бангла) национализма», который был тем принципом, той идеей, за которую люди, независимо от их религии, шли на смерть во время войны 1971 года, к изменениям в политической жизни страны и в ее исторически сложившейся цивилизационной и культурной модели, создав исламистам благоприятные условия для роста. Но это, в свою очередь, вызвало общественную реакцию и привело к активизации светских политических партий, ветеранов борьбы за независимость и «гражданского общества», поставивших задачу восстановления светских государственных принципов.

Нынешний правящий «большой альянс», возглавляемой Шейх Хасиной и ее партией Лига Авами, который пришел к власти в январе 2009 года с большинством в три четверти голосов, в прошлом году создал специальную парламентскую комиссию, которая должна была рекомендовать соответствующие изменения Конституции. Оппозицию приглашали войти в нее, но та отказалась. Верховный суд страны, между тем, отменил обе поправки и Рахмана, и Эршада, восстановив четыре основных принципа республики, включая принцип светского государства.

Светские политические круги, ветераны борьбы за независимость, традиционные для Бенгалии массовые женские организации с энтузиазмом поддержали движение на восстановление первоначальной Конституции. Но, к их удивлению, правительство Шейх Хасины, восстанавливая «утерянные» светские принципы, сохранило статус ислама как государственной религии и политические права религиозных партий.

Оппозиция – НПБ и происламистские группы, в том числе Джамаат-е-Ислами - имплицитно одобрила изменения Конституции, устраивающие их с точки зрения электоральной тактики. Напротив, большинство «гражданского общества», правозащитники, ветераны борьбы за независимость, левые партии и даже часть правящей партии и альянса говорят о «неэтичном компромиссе» со стороны правительства.

Законопроект предусматривает удаление из преамбулы Конституции фразы на арабском языке "Бисмиллахир-Рахманур-Рахим" («во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного») и ее перевода на бенгальский, включенных в 1977 году Зиауром Рахманом через Пятую Поправку. Но это представляет собой формальное, непринципиальное изменение, не удовлетворяющее большинство естественных союзников правящей коалиции.

Несмотря на возражения со стороны членов Кабинета министров и разных политических и общественных групп, включая представителей религиозных меньшинств, новый текст Конституции республики предусматривает, что ислам является государственной религией. Вместе с тем, добавлено положение, что государство должно обеспечить равный статус и равные права для тех, кто практикует другие религии, в том числе индуизм, буддизм и христианство.

С точки зрения конституционной комиссии и, видимо, Шейх Хасины принцип светского государства должен быть реализован путем политических, а не юридических мер - реальной ликвидации коммунализма во всех его формах, предоставления официального статуса любой религии, предотвращения злоупотреблений религией в политических целях и устранения дискриминации или преследования лиц по религиозному признаку.

Еще одна принятая поправка определяет неконституционный захват государственной власти как «государственную измену», виновные в которой подлежат суду за «подстрекательство к мятежу», блокируя тем самым легитимизацию власти, полученной неконституционным путем. В результате оба генерала - Зиаур Рахман и Эршад - согласно Конституции подлежат смертной казни.

С края на край,

С берега к берегу, с отмели к отмели...

Друг мой, прощай!

Знаю, когда-нибудь с дальнего берега

Давнего прошлого

Ветер весенний ночной принесет тебе

Вздох от меня.

Ты погляди, ты погляди,

Ты погляди -

Hе осталось ли что-нибудь после меня?

Важным вопросом для НПБ и её фундаменталистских союзников был отказ от системы «правительства, исполняющего обязанности» в период между истечением срока полномочий предыдущего правительства до проведения следующих парламентских выборов. Во время трёх последних выборов, начиная с 1996 года, включая и те, в рамках которых пришел к власти нынешний правящий альянс, действовали именно такие правительства, дававшие значительные преимущества правящей партии. Отныне выборы будут проводиться «временным» правительством, имеющим срок полномочий не более 90 дней.

Занятно, что Шейх Хасина – глава действующего правительства - сыграла этим в общем против ближайших электоральных перспектив своей коалиции. Видимо, делать ей было нечего, так как Верховный суд объявил эту систему незаконной, напротив, находящаяся сейчас в оппозиции бывшая глава правительства Халида Зиа в свое время активно выступала за сохранение принципа «правительства, исполняющего обязанности». Впрочем, и сейчас оппозиция утверждает, что над новой системой витает «запах заговора», что это изменение было сделано для того, чтобы манипулировать следующими выборами. Некоторые члены правящего Большого альянса выражали опасения, что новая система может привести к политическому хаосу в период между роспуском парламента и правительства и следующими выборами.

Новые поправки признали роль Шейха Муджибура Рахмана в качестве отца нации, что вызвало восторг у ветеранов освободительного движения и светских сил, как и дисквалификация на выборах лиц, обвиненных в совершении военных преступлений.

Я уплываю, и время несет меня

В полночь забвенья, на поздней окраине

Жизни твоей

Ты погляди без отчаянья,

Ты погляди без отчаянья:

Вспыхнет ли, примет ли облик безвестного образа,

Будто случайного?

Примет ли облик безвестного образа,

Будто случайного?..

Важным моментом, встретившим ожесточенную критику со стороны НПБ и ее союзников, стала замена принципа «бангладешского национализма» «бенгальским (бангали или бангла) национализмом» - лозунгом, с которым бенгальцы независимо от вероисповедания вели борьбу за освобождение от Пакистана при активной поддержке из Индии.

В измененной Конституции «бангали» - название национальной идентичности, но граждане страны именуются «бангладешцы». Это, помимо того, что разозлило исламистов, вызвало разочарование и у этнических меньшинств, которые гордятся своей самобытностью и культурой, хотя поправки и включает новый пункт о защите прав этнических меньшинств (а также предполагают, что государство должно обеспечить равные возможности для женщин – и это в стране, где и большинство, и оппозицию возглавляют женщины!).

НПБ, Джамаат-е-Ислами и их союзники развернули кампанию уличных и других публичных видов протеста c надеждой свалить правительство. Хотя их устраивает, что правительство Шейх Хасины сохранило исламистские положения в Конституции, они обвиняют правительство в вычеркивании положений о «безусловной вере в Бога» и «особых отношений с мусульманским миром».

Считается, что эти акции протеста оппозиции получают поддержку населения, поэтому правительство ведет себя достаточно осторожно, чтобы не вызвать отчуждение подавляющего большинства по сугубо религиозным вопросам. Уделение в Конституции особого места исламу, по-видимому, является частью политической стратегии, направленной на то, чтобы вырвать оружие из рук исламистов и их союзников. Интересно, что при объявлении Пятой и Восьмой поправки неконституционными и недействительными Верховный суд не затрагивал вопрос о государственной религии и фразе «Бисмиллахир-Рахмани-р-Рахим». Говорят, что одна из причин сохранения этих положений состояла в политическом давлении на суд со стороны правительства, чтобы не дать оппозиции лишнего повода для кампании протеста.

Поправки в Конституцию были приняты в отсутствие оппозиции, бойкотирующей парламент. Это привлекло внимание к противостоянию внутри Кабинета. Министр планирования Хандокер, в 1971 году бывший заместителем Начальника штаба Освободительной армии, выступил против решения Кабинета министров, отметив, что законопроект противоречит принципу светского государства. Министр финансов Мухит отметил, что объявление ислама государственной религией противоречит духу первоначальной Конституции. Правящая партия – Лига Авами - тоже, похоже, не полностью удовлетворена поправками. Ее генеральный секретарь Саид Ашраф уль-Ислам, заявил: «Мы не на 100% довольны последними изменениями Конституции. Наша цель – полное возвращение к хартии1972 года».

Утверждают, что сама Шейх Хасина была настроена против сохранения исламистских положений, но решила не насиловать чувства и настроения мусульманского в большинстве своем населения. И с нынешним текстом государство может и должно быть нейтральным по вопросам религии, этнической принадлежности и культуры. Она понимает, что в свое время включение положения о государственной религии в Конституцию проводилось ради очень конкретных политических выгод. Занятно, что когда генерал Эршад объявил ислам государственной религией, не только Шейх Хасина, но и Халида Зия критиковали его решение.

Подводя итоги конституционного процесса, Шейх Хасина заявила в Парламенте: «Сегодня - исторический день. После принятия законопроекта власть народа гарантирована, и теперь выборы будут проходить в нашей стране, как в других демократических странах мира». Многие ей верят.

Но все может быть не так просто. Ведь для огромного большинства седьмой по численности населения страны, погрязшей в нищете, разоренной британским правлением (великий бенгальский голод 1940-х годов с миллионами погибших - до сих пор тема ученых бесед и сказок бенгальцев), разделом страны, когда были нарушены хозяйственные связи Восточной Бенгалии с фабриками Калькутты, оставшейся в Индии, войной 1971 года и бездарным правлением генералов, слово «свобода» означает просто, что дети не плачут ночами от голода.

И политические реформы сами по себе ничего с этим не сделают и сделать не могут, тогда как ислам, как мы видим, имеет большую притягательную силу для голодных и обездоленных. Но и многие светски настроенные люди в Бангладеш разочарованы. Несмотря на то, что многие основные принципы первоначальной Конституции восстановлены, она еще очень далека от того, что люди ожидали от дочери отца-основателя страны, который дал ей Конституцию, носившую светский и социалистический характер.

Это не сон, это не сон,

Это - вся правда моя, это истина,

Смерть побеждающий вечный закон -

Это любовь моя,

Это любовь моя...

Конечно, исторический опыт деколонизации во всем мире настораживает, но ведь история не всегда должна повторяться. Прогресс, как бы мучительно он ни шел, все-таки меняет мир. Просто очень хочется, чтобы бенгальцы - нация, которая делает честь роду человеческому - смогли преодолеть те трудности, что им послало провидение. А у правительства Шейх Хасины есть еще срок в два с половиной года чтобы сделать страну чуть лучше, чуть достойнее… А потом опять, если позволит Всемогущий и Всеведающий, будут выборы…


счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»