Буддистский шпионский детектив, или Заунывные тибетские песнопения про деньги
С.Гафуров и Д.Митина
02/03/2011
— Ну вы же буддист. А в буддизме, насколько я знаю, верят в перерождения души. Там даже есть ламы-перерожденцы.
— Верно, — сказал Джамбон, — я и сам лама-перерожденец.
— Так как же вызывать дух? Вдруг он уже воплотился — например, в этого
сыщика, укравшего ваше послание из ящика Победоносцева? И мы будем
искать Достоевского где-то в астральном мире, не догадываясь, что он
минуту назад был рядом с нами…
— Вы верите во всю эту чушь? — поднял брови Джамбон.
Т. растерялся.
— Я… Не знаю, право. Я полагал, что вы верите. Это ведь не я лама-перерожденец, а вы.
Джамбон снисходительно улыбнулся.
— Если вы не в курсе, граф, учение о перерождении лам связано
исключительно с наследованием феодальной монастырской собственности.
— Вы говорите это как лама? — удивился Т.
— Я говорю это как лама, который никогда не обманывает серьезных клиентов. Потому я и беру так дорого.
В. Пелевин
Про далай-ламу знают все, про панчен-ламу – многие, но не все знают,
что перечень перманентно реинкарнирующихся духовных лам ими не
исчерпывается.
Далай-лама - верховный духовный лидер тибетцев, нашедший прибежище в
изгнании в Индии в горном штате Химачал-Прадеш, находится в центре
внимания СМИ, его чествуют индийские и западные лидеры, про него пишут.
Напротив, лама Кармапа, известный как «царь йогов Тибета» - третий по
статусу в иерархии тибетского буддизма после Далай-ламы и Панчен-ламы -
обычно до недавнего времени внимания к себе не привлекал.
16-ый Кармапа бежал в Индию вместе с Далай-ламой в 1959 году. Он
обосновался в штате Сикким. После физической смерти бренного тела он
реинкарнировался в 17-го Кармапу в лице 14-летнего подростка, в январе
2000 года приехавшего в Дхарамсалу – городок, где расположена
резиденция Далай-ламы в изгнании, при достаточно эффектных и
драматических обстоятельствах. Кармапа рассказывал, как он бежал вместе
со своей сестрой и четырьмя ближайшими помощниками из монастыря Цурпху
в китайском Тибете.
В миру нового Кармапу звали Угьен Тринле Дордже. Молодого духовного
лидера сразу ославили в индийских СМИ и правительственных кругах как
мужественного борца за независимость Тибета, бежавшего из-под опеки
китайских кукловодов.
Со временем Кармапа начал вызывать подозрения индийских спецслужб.
Правда, индийская контрразведка задним числом утверждала, что у нее
всегда были серьезные сомнения относительно связей Кармапы с китайским
правительством. Но ведь спецслужбы всегда и везде задним числом все
знают, нет?
В конце января полиция Химачал-Прадеша допросила тибетского духовного
лидера по делу об отмывании денег, а затем были произведены аресты семи
его ближайших помощников. При этом индийские СМИ сообщают, что решение
о том, чтобы снять с Кармапы более серьезные обвинения, выдвинутые
против него, принимались на высоком политическом уровне, а федеральное
правительство Индии рассматривало вопрос об аресте Кармапы.
Хотя правительство штата Химачал-Прадеш исключило возможность ареста
Кармапы по делу об изъятии большого количества иностранной валюты в
монастыре Гьюто, расположенном недалеко от Дхарамсалы, в отношении его
помощников дело продолжает расследоваться.
Индийские спецслужбы считают, что было практически невозможно для
тибетского духовного лидера такого статуса бежать из особой зоны в
Китае, где был расположен его монастырь. По утечкам информации
становится ясно, что они подозревают, что единственной целью приезда
Кармапы в Индию было установление контроля над монастырем Румтек в
Сиккиме, основанном 16-ым Кармапой после его бегства в Индию, и
впоследствии организовать раскол тибетского движения в изгнании.
Контрразведчики утверждают, что Кармапа никогда не критиковал политику
Китая в отношении Тибета так, как это делает Далай-лама.
Кармапе принадлежит духовная власть над знаменитой «черной шапкой»,
которая хранится в Румтеке, куда ее привез 16-ый Кармапа вместе с
другими важными регалиями и сокровищами. Говорят, что черная шапка
обладает магической силой. Ее носят на церемониях и в торжественных
случаях. Кармапа, согласно данным индийской контрразведки, настроен был
вернуть себе черную шапку, забрав ее у соперников в своей секте,
которые отдавать ее в общем-то не собирались. Кстати, китайские власти
объясняли отсутствие Кармапы верующим в Тибете путем развешивания
уведомлений в монастыре Цурпху о том, что их духовный лидер отправился
за своей магической черной шапкой.
Индийские власти помимо запрета Кармапе на посещение монастыря Румтек,
как правило, держали его на коротком поводке, редко давая разрешение на
выезд за рубеж. В последние годы ему практически запрещали отъезжать за
15 км от своей резиденции возле Дхарамсалы. Отказано было и в
разрешении посетить Соединенные Штаты в 2010 году, хотя большое
количество тибетцев в Северной Америке и Европе обращаются за духовным
руководством к Кармапе, которого восторженно встречали его
последователи во время поездки по США в 2008 году.
При обыске в его монастыре полицейские изъяли китайских юаней на сумму
в 1,1 млн. рупий наряду с другой иностранной валютой. Очевидно, Кармапа
был намерен инвестировать в недвижимость, построив монастырь,
подобающий его статусу. По имеющимся у спецслужб данным, монастырь
должен соперничать с монастырем в Румтеке, который Кармапе запрещено
посещать. Кармапа, ясное дело, сказал, что деньги – пожертвования
преданных почитателей – тибетских и китайских паломников, посещавших
его монастырь.
По обычаю тибетского буддизма конверты с денежными подношениями или
подарки, как правило, оставляют после аудиенции у Кармапы. В Дхарамсале
- резиденции Далай-ламы, куда приезжают богачи и знаменитости со всего
мира, принято оставлять подношения в долларах. «Все религиозные
организации в Индии получают огромные пожертвования. Абсурдно полагать,
что Кармапа является китайским шпионом только на основе китайской
валюты, изъятой в его резиденции», - отмечается в англоязычной
китайской газете People's Daily.
Вся история с участием Кармапы может быть связана с закулисной борьбой
за власть в тибетском сообществе в изгнании, готовящемся к поиску
преемника стареющего Далай-ламы. Кармапа пользуется популярностью среди
молодых тибетцев и часто рассматривается как будущий лидер тибетского
движения. В сентябре прошлого года 30 тысяч человек приняли участие в
демонстрации в Сиккиме, организованной Комитетом совместных действий,
требуя, чтобы Кармапе быть разрешено посетить монастырь Румтек. Это был
самый большой митинг за всю историю штата.
Часть секты Кагью – Черной шапки - во главе с одним из регентов,
Шамаром Римпоче официально не признает Угьена Тринле Дордже в качестве
Кармапы. Она признала Кармапой другого молодого тибетца - Тринле Тхайе
Дорджи, сейчас живущего в Дели. Российские буддисты секты кагъю, да и
буддисты европейского происхождения на Западе, как правило,
поддерживают именно этого Кармапу. Индийские власти на всякий случай и
этому Кармапе не позволили посетить Румтек.
Секта или орден Кагъю в тибетском буддизме является, как принято
считать, самой богатой. Далай-лама, который принадлежит к секте Гелугу,
не играет никакой роли в выборе Кармапы, но он бросил свой моральный
вес на чашу весов молодого Кармапы, признав его за истинного.
Правительство Китая также признал Угьена Тринле Дордже в качестве
Кармапы.
Есть признаки того, что Далай-лама предпочел бы видеть Кармапу в
качестве лидера тибетцев после своей физической смерти до выявления и
помазания следующей реинкарнации. Угьен Тринле Дордже не может стать
Далай-ламой, так как относится к иной секте тибетского буддизма, но он
единственная реинкарнация, признанная как Далай-ламой, так и китайскими
властями. Это ставит Кармапу в выгодное положение в обеспечении
налаживания отношений между тибетским сообществом в изгнании и
китайским руководством. Он может оказаться самостоятельным игроком вне
влияния Запада и индийского правительства.
Тибетцы в Индии и за рубежом сплачиваются вокруг Кармапы.,
организовывая акции протеста в Дели против попыток преследования
индийским правительством их духовного лидера. Далай-лама обвинил
помощников Кармапы в ненадлежащем бухгалтерском учете, назвав весь
инцидент «несерьезным». Премьер-министр тибетского правительства в
изгнании Самдонг Ринпоче заявил, что утверждения, что Кармапа был
агентом китайского правительства, «полностью необоснованные».
Кармапа сам выразил надежду, что конфликт будет разрешен быстро, как
только все факты по делу выйдут на свет. Как бы подчеркивая свою
антипекинскую репутацию в Дели, он заявил, что уверен, что будет
оправдан, так как Индия «демократическая страна, основанная на
верховенстве закона, в отличие от коммунистического Китая».
Китайское правительство, в заявлении в начале февраля отрицало, что
Кармапа был китайским шпионом, и отметило, что такие обвинения
показывают «недоверчивое отношение» индийской стороны к Пекину.
Весь инцидент с участием Кармапы произошел в тот момент, когда
китайско-индийские отношения особенно деликатны. Индия, вступив в
стратегический союз с США, все чаще начинает выступать против КНР. Так,
Пекин недоволен тем, что Дели постоянно разыгрывает тибетскую карту. В
ответ на это китайское правительство начало выдавать визы для жителей
индийских территорий Кашмира и Аруначал-Прадеша, где сильны
сепаратистские настроения, для посещения КНР. При этом Китай официально
считает части двух штатов «оспариваемыми территориями». Индийские
власти вновь начали обвинять Китай в поддержке сепаратистских
вооруженных групп, действующих вдоль восточной границы страны. В Дели
также расстроены китайскими попытками нейтрализовать влияние Индии в
Непале, поддерживая маоистов. Ранее, до того как двусторонние отношения
ухудшились, Китай имплицитно признавал, что многие из соседних стран
Южной Азии находятся в зоне индийского влияния. В последние годы Китай
стал более активно дипломатично противостоять скоординированным мерам
со стороны США и Индии по изоляции КНР в регионе.
Нас могут ждать интересные времена, с учетом того, что Далай-лама
предсказал, что его следующая реинкарнация будет за пределами Китая.
Это может привести к двум конкурирующим Далай-ламам в ближайшем
будущем, так как тибетцы в Китае, несомненно, найдут свою собственную
реинкарнацию Далай-ламы. Два Панчен-ламы уже конкурируют за
легитимность среди тибетцев – один, имеющий поддержку Далай-ламы и
беженцев в Индии, и другой, за которым стоят тибетские буддисты (и
власти в Пекине).
Поживем - увидим…
Источник: http://www.rus-obr.ru/blog/9925
|