Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

Издание "ВВП"
№72 март 2012

http://www.vvprf.ru/archive/clause620.htm
l
Саид Гафуров: Мой наказ президенту

Я хочу изложить свой наказ новому президенту России. Это старая и добрая русская традиция – писать наказы. Крестьяне пишут наказы о земле, рабочие – о заводах, интеллигенты – о библиотеках, моряки – о море, летчики – о небе. В общем, каждый пишет о том, что ему важно, нужно и интересно.

Я напишу наказ о внешнеэкономических связях.

Знаменитый министр внешней торговли СССР (1958-1985) Николай Патоличев всю свою долгую жизнь категорически выступал против объединения в одно ведомство внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности. Это была его принципиальная позиция, которую не могла пробить никакая экономическая и административная целесообразность.

Только после его отставки (по старости) в 1985 году удалось объединить Государственный комитет по внешним экономическим связям и МВТ в единое Министерство внешнеэкономических связей, а заодно и объединить заграничные аппараты экономических советников с торгпредствами. Это был крупный прорыв, хотя несколько лет после этого основным занятием советских внешнеэкономических объединений была аппаратная борьба за передел номенклатуры своих поставок и закупок. Но эффективность слияния ведомств, обеспечивающего единую внешнеэкономическую стратегию, была видна невооруженным глазом.

И вот сейчас, уже в XXI веке выяснилось, что идеологические наследники Патоличева не унимаются. Им вновь удалось разбить единство внешнеэкономической политики. Внешняя торговля теперь подчиняется Минпромторгу, а вся остальная внешнеэкономическая деятельность – Минэкономразвития. При этом даже удалось превзойти советского министра Патоличева, оставив торговые представительства за рубежом в ведении министерства экономического развития.

Минпромторг же курирует поддержку экспорта промышленной продукции, регулирование внешнеторговой деятельности («за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и Всемирной торговой организации»), меры нетарифного регулирования (нужный протекционизм тож), занимается доступом на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельностью и антидемпинговыми расследованиями при импорте. Но и в этих пределах основной целью его деятельности является повышение конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности, хотя внешняя торговля ведется и другими отраслями народного хозяйства.

Как может Минпромторг, по мнению авторов такого разделения, выполнять эти функции, когда главные государственные инструменты – торгпредства и секретариаты Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству – находятся в другом ведомстве?

И что будут делать минпромторговские теперь, после ухода влиятельного министра Христенко на повышение в ЕЭП? Им остается только посочувствовать. Трудно, адски трудно так работать. Кто пробовал координировать деятельность организаций, подчиняющихся другому ведомству, тот знает.

И мучает, мучает меня вопрос: о чем же думали люди, когда отдавали внешнюю торговлю в Минпромторг, оставив все остальное в МЭР. И другой вопрос: с такой системой соподчиненности аппарат хоть что-то сможет делать в части разработки элементов внешнеэкономической стратегии и ее реализации?

Мой наказ будущему президенту прост: разберитесь, пожалуйста, кто же у нас все-таки отвечает за внешнеэкономическую деятельность. Просто разберитесь. Это будет важное дело. И очень полезное для народного хозяйства страны.

Саид Гафуров

счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»