Издание "ВВП"
№72 март 2012
http://www.vvprf.ru/archive/clause620.html
|
Саид Гафуров: Мой наказ президенту
Я хочу изложить свой наказ новому президенту России. Это старая и
добрая русская традиция – писать наказы. Крестьяне пишут наказы о
земле, рабочие – о заводах, интеллигенты – о библиотеках, моряки – о
море, летчики – о небе. В общем, каждый пишет о том, что ему важно,
нужно и интересно.
Я напишу наказ о внешнеэкономических связях.
Знаменитый министр внешней торговли СССР (1958-1985) Николай Патоличев
всю свою долгую жизнь категорически выступал против объединения в одно
ведомство внешней торговли и других видов внешнеэкономической
деятельности. Это была его принципиальная позиция, которую не могла
пробить никакая экономическая и административная целесообразность.
Только после его отставки (по старости) в 1985 году удалось объединить
Государственный комитет по внешним экономическим связям и МВТ в единое
Министерство внешнеэкономических связей, а заодно и объединить
заграничные аппараты экономических советников с торгпредствами. Это был
крупный прорыв, хотя несколько лет после этого основным занятием
советских внешнеэкономических объединений была аппаратная борьба за
передел номенклатуры своих поставок и закупок. Но эффективность слияния
ведомств, обеспечивающего единую внешнеэкономическую стратегию, была
видна невооруженным глазом.
И вот сейчас, уже в XXI веке выяснилось, что идеологические наследники
Патоличева не унимаются. Им вновь удалось разбить единство
внешнеэкономической политики. Внешняя торговля теперь подчиняется
Минпромторгу, а вся остальная внешнеэкономическая деятельность –
Минэкономразвития. При этом даже удалось превзойти советского министра
Патоличева, оставив торговые представительства за рубежом в ведении
министерства экономического развития.
Минпромторг же курирует поддержку экспорта промышленной продукции,
регулирование внешнеторговой деятельности («за исключением вопросов
таможенно-тарифного регулирования и Всемирной торговой организации»),
меры нетарифного регулирования (нужный протекционизм тож), занимается
доступом на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной
деятельностью и антидемпинговыми расследованиями при импорте. Но и в
этих пределах основной целью его деятельности является повышение
конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности, хотя
внешняя торговля ведется и другими отраслями народного хозяйства.
Как может Минпромторг, по мнению авторов такого разделения, выполнять
эти функции, когда главные государственные инструменты – торгпредства и
секретариаты Межправительственных комиссий по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству – находятся в другом ведомстве?
И что будут делать минпромторговские теперь, после ухода влиятельного
министра Христенко на повышение в ЕЭП? Им остается только
посочувствовать. Трудно, адски трудно так работать. Кто пробовал
координировать деятельность организаций, подчиняющихся другому
ведомству, тот знает.
И мучает, мучает меня вопрос: о чем же думали люди, когда отдавали
внешнюю торговлю в Минпромторг, оставив все остальное в МЭР. И другой
вопрос: с такой системой соподчиненности аппарат хоть что-то сможет
делать в части разработки элементов внешнеэкономической стратегии и ее
реализации?
Мой наказ будущему президенту прост: разберитесь, пожалуйста, кто же у
нас все-таки отвечает за внешнеэкономическую деятельность. Просто
разберитесь. Это будет важное дело. И очень полезное для народного
хозяйства страны.
Саид Гафуров
|
|