Мы
провели очень полезные переговоры с моим коллегой, Министром
иностранных дел Ирака Х.Зибари, обсудили двусторонние отношения,
которые развиваются достаточно динамично, но есть еще больше
возможностей для продвижения вперед по многим направлениям. Сегодня мы
согласовали конкретные шаги в этой сфере.
Считаем,
что имеются весьма перспективные возможности для углубления
сотрудничества в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, а также для
поддержки прямых контактов между деловыми кругами и военно-технического
сотрудничества.
Большое
значение для проработки и реализации взаимовыгодных проектов имеет
двусторонняя Межправительственная комиссия по торговле, экономическому
и научно-техническому сотрудничеству, сопредседателем которой с
иракской стороны является мой коллега Х.Зибари. Договорились сделать
все, чтобы очередное заседание Комиссии состоялось, как и было
запланировано, осенью нынешнего года.
У
нас есть общая заинтересованность в налаживании и углублении
сотрудничества по региональным и международным делам. Ираку принадлежит
существенная роль в обсуждении проблем региона Ближнего Востока и
Северной Африки. Убеждены, что такая роль будет возрастать и дальше по
мере того, как усилия правительства Ирака по стабилизации обстановки в
стране приносят результат.
Мы
едины в том, что для нормализации ситуации на Ближнем Востоке
необходимо всем - как внутренним сторонам в различных государствах, так
и внешним игрокам - проявлять ответственность, сдержанность, выдержку и
активно поощрять конфликтующие стороны к налаживанию полноценного
внутринационального диалога без какого-либо вмешательства извне. Эти
принципы в полной мере применимы к ситуации, сложившейся в Сирии и
вокруг нее.
У
нас есть общее мнение, что известный план К.Аннана дает шанс на
реализацию чаяний сирийского народа в том, что касается лучшей жизни и
устойчивого демократического развития. Такой шанс не должен быть упущен.
Мы
сегодня обсудили российскую инициативу о проведении международной
конференции по Сирии. Ее задача – собрать вместе всех ключевых внешних
игроков, включая, безусловно, Ирак, для согласования линии
скоординированного и эффективного воздействия на все сирийские стороны
в одном направлении – убеждении немедленно прекратить насилие и сесть
за стол переговоров. При этом принципиально важно не «подогревать»
конфронтацию путем односторонних мер и действий, призванных нагнетать
негативную атмосферу в публичном пространстве путем эмоциональных
заявлений и, тем более, путем подстрекательства отдельных частей
вооруженной оппозиции к ужесточению подходов и отказу от разговора с
властями. Ирак, председательствующий сейчас в ЛАГ, может активно
содействовать конструктивному вкладу этой важной региональной
организации в наши общие усилия.
Мы
также обсудили положение дел вокруг иранской ядерной программы (ИЯП).
Это вполне естественно, учитывая, что предыдущий раунд переговоров
группы «5 плюс 1» с иранской стороной состоялся в Багдаде в последней
декаде мая, а следующий – пройдет в Москве 18-19 июня с.г. У нас единое
мнение, что переговоры в таком формате необходимо продолжать. В этих
рамках уже наработан достаточно серьезный массив идей и предложений,
которые могут реализовываться путем применения принципов поэтапности и
взаимности. Именно на такой основе был подготовлен очередной рабочий
документ, который группа «5 плюс 1» передала иранцам в Багдаде.
Планируем провести его результативное и продуктивное рассмотрение на
московской встрече.
Сегодня
мы также одобрили Протокол о сотрудничестве между министерствами
иностранных дел России и Ирака, который содержит планы взаимодействия
по всем вопросам, представляющим взаимный интерес в рамках региональной
и международной повестки дня. Будем продолжать контакты в ходе
различных международных мероприятий. Договорились готовить предложения,
которые могут быть вынесены на рассмотрение высшего политического
руководства.
Я искренне благодарю своего коллегу за продуктивную совместную работу.
Вопрос: Бывали
случаи, когда США принимали решение нанести удары по некоторым странам
без санкций СБ ООН. Что предпримет Россия, если такой шаг будет сделан
в отношении Сирии?
С.В.Лавров: Не
слышал, чтобы Администрация США всерьез заявляла о применении силы
против той же Сирии. Американцы (и это в их традиции) обязательно
говорят, что все опции остаются на столе. Но, повторю, не слышал
каких-то официальных заявлений насчет применения силы при каких-то
обстоятельствах. Надеюсь, что США больше не будут действовать в обход
Совета Безопасности ООН. Совбез санкцию на смену режима давать не будет.
Вопрос: По
итогам Вашего визита в Тегеран как России видится перспектива
проведения международной конференции по Сирии и участие в ней Ирана?
С.В.Лавров: Мы
продолжаем консультации с теми странами, которых считаем нужным
обязательно пригласить для участия в такой конференции. В русле
российской инициативы
идет предложение К.Аннана о целесообразности создания «контактной
группы» или «группы действий из числа внешних игроков». Мы разослали
потенциальным участникам свое видение формата конференции, ее целей и
задач. Сейчас ведем активные контакты с целью согласования подходов.
Сегодня мы занимались этим с моим коллегой Х.Зибари и пришли к общему
видению, о котором он только что сказал.
Учитывая сложность ситуации, будет непросто согласовать все аспекты этого мероприятия, но мы на это нацелены.
Для
нас в данном контексте имеют особое значение два момента. Во-первых,
состав участников – он должен быть, конечно же, компактным, но
обязательно представительным, с участием всех ключевых внешних игроков.
Мы считаем, что это, прежде всего, пятерка постоянных членов СБ ООН,
соседи Сирии (Ирак, Турция, Иордания, Ливан), а также Саудовская
Аравия, Катар, ЛАГ, Евросоюз и Иран. Приглашение перечисленных
потенциальных участников, включая Иран, считаем абсолютно необходимым,
если мы все согласны руководствоваться соображениями дела, а не
идеологическими предпочтениями, интересами мобилизации всех имеющихся у
международного сообщества возможностей для прекращения насилия и
перевода ситуации в политическое русло.
Во-вторых,
важна содержательная часть предлагаемого мероприятия. Мы убеждены, что
внешние игроки должны обсуждать меры, которые они могут предпринять для
создания условий, необходимых для начала общесирийского диалога между
правительством и всеми группами оппозиции, как это и предусмотрено
планом К.Аннана.
Некоторые
наши партнеры толкуют роль внешних игроков иначе, предлагая, что они на
каком-то своем мероприятии будут обсуждать существо политического
процесса в Сирии, предрешая его результат. Мы не можем на это
согласиться. Решать свою судьбу, судьбу своей страны должны сами
сирийцы без какого-либо вмешательства или подсказок извне.
В
этой связи хочу упомянуть, что сегодня я видел информацию СМИ, будто
официальный представитель Госдепартамента США В.Нуланд сказала что-то
вроде того, что Вашингтон и Москва обсуждают политическую трансформацию
в Сирии после ухода Б.Асада. Если это было действительно сказано, то
это неправда. Таких дискуссий не ведется и не может вестись, потому что
это полностью противоречит нашей позиции, а именно – нельзя решать за
сирийский народ. Решать за сирийский народ мы не будем.
Вопрос (адресован Х.Зибари): Как
Вы оцениваете перспективы интенсификации участия России в
восстановлении экономики Ирака? Существуют ли какие-то конкретные
проекты, где бы Ираку хотелось видеть российское участие?
С.В.Лавров (в дополнение к ответу Х.Зибари): Хотел
бы коротко добавить, что полностью поддерживаю то, что было сказано
моим иракским коллегой. Хочу еще раз выразить признательность иракскому
руководству за то, что российским компаниям создаются условия в рамках
общего режима благоприятствования для иностранного капитала. Мы
удовлетворены, что российские компании достойно себя зарекомендовали,
выигрывают важные тендеры. Уверен, что достигнутые на сегодня
результаты будут стимулировать приход российского бизнеса в Ирак в еще
больших объемах.
Вопрос: Как
бы Вы могли прокомментировать заявление главы французского МИД
Л.Фабиуса, что международная конференция по Сирии может состояться 30
июня в Женеве, а также его слова о том, что Россия и Франция ведут
диалог о будущем Сирии после Б.Асада? Можно ли те слова, которые Вы
сейчас сказали относительно заявления В.Нуланд, переложить и на эту
ситуацию?
С.В.Лавров: Могу
повторить, что утверждение о том, будто мы с кем-то ведем переговоры о
судьбе Сирии после Б.Асада, – неправда. Мы не занимаемся свержением
режимов ни через одобрение односторонних действий в СБ ООН, ни для
участия в каких-то политических заговорах – это не наши методы.
Идея
проведения конференции или встречи по Сирии 30 июня в Женеве была
высказана К.Аннаном. Она сейчас обсуждается. Я, откровенно говоря, не
считал нужным выносить на этой стадии данную тему в политическую
плоскость, но раз наши коллеги в Париже это сделали, то скажу следующее.
В
консультациях на эту тему мы исходим из принципиальных моментов, о
которых я уже упомянул. Во-первых, должен быть правильный состав
участников – и я подробно об этом говорил. Во-вторых, эта встреча
внешних игроков должна быть направлена на задействование их ресурса для
создания условий началу общесирийского политического процесса, а не
предрешения существа самого процесса. Думаю, при соблюдении этих двух
условий мы обязательно примем участие в такой конференции. Но
перечисленные мною условия важно соблюсти, и наши интересы должны быть
учтены, потому что речь
не об эгоистических интересах. Это – позиция, нацеленная на достижение
результата в интересах сирийского народа, а не для оправдания в
последующем каких-то односторонних действий.