Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

www.mid.ru


Выступление и ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Республики Ирак Х.Зибари, Москва, 15 июня 2012 года
1195-15-06-2012

    Мы провели очень полезные переговоры с моим коллегой, Министром иностранных дел Ирака Х.Зибари, обсудили двусторонние отношения, которые развиваются достаточно динамично, но есть еще больше возможностей для продвижения вперед по многим направлениям. Сегодня мы согласовали конкретные шаги в этой сфере.

    Считаем, что имеются весьма перспективные возможности для углубления сотрудничества в нефтегазовой сфере, электроэнергетике, а также для поддержки прямых контактов между деловыми кругами и военно-технического сотрудничества.

    Большое значение для проработки и реализации взаимовыгодных проектов имеет двусторонняя Межправительственная комиссия по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, сопредседателем которой с иракской стороны является мой коллега Х.Зибари. Договорились сделать все, чтобы очередное заседание Комиссии состоялось, как и было запланировано, осенью нынешнего года.

    У нас есть общая заинтересованность в налаживании и углублении сотрудничества по региональным и международным делам. Ираку принадлежит существенная роль в обсуждении проблем региона Ближнего Востока и Северной Африки. Убеждены, что такая роль будет возрастать и дальше по мере того, как усилия правительства Ирака по стабилизации обстановки в стране приносят результат.

    Мы едины в том, что для нормализации ситуации на Ближнем Востоке необходимо всем - как внутренним сторонам в различных государствах, так и внешним игрокам - проявлять ответственность, сдержанность, выдержку и активно поощрять конфликтующие стороны к налаживанию полноценного внутринационального диалога без какого-либо вмешательства извне. Эти принципы в полной мере применимы к ситуации, сложившейся в Сирии и вокруг нее.

    У нас есть общее мнение, что известный план К.Аннана дает шанс на реализацию чаяний сирийского народа в том, что касается лучшей жизни и устойчивого демократического развития. Такой шанс не должен быть упущен.

    Мы сегодня обсудили российскую инициативу о проведении международной конференции по Сирии. Ее задача – собрать вместе всех ключевых внешних игроков, включая, безусловно, Ирак, для согласования линии скоординированного и эффективного воздействия на все сирийские стороны в одном направлении – убеждении немедленно прекратить насилие и сесть за стол переговоров. При этом принципиально важно не «подогревать» конфронтацию путем односторонних мер и действий, призванных нагнетать негативную атмосферу в публичном пространстве путем эмоциональных заявлений и, тем более, путем подстрекательства отдельных частей вооруженной оппозиции к ужесточению подходов и отказу от разговора с властями. Ирак, председательствующий сейчас в ЛАГ, может активно содействовать конструктивному вкладу этой важной региональной организации в наши общие усилия.

    Мы также обсудили положение дел вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). Это вполне естественно, учитывая, что предыдущий раунд переговоров группы «5 плюс 1» с иранской стороной состоялся в Багдаде в последней декаде мая, а следующий – пройдет в Москве 18-19 июня с.г. У нас единое мнение, что переговоры в таком формате необходимо продолжать. В этих рамках уже наработан достаточно серьезный массив идей и предложений, которые могут реализовываться путем применения принципов поэтапности и взаимности. Именно на такой основе был подготовлен очередной рабочий документ, который группа «5 плюс 1» передала иранцам в Багдаде. Планируем провести его результативное и продуктивное рассмотрение на московской встрече.

    Сегодня мы также одобрили Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел России и Ирака, который содержит планы взаимодействия по всем вопросам, представляющим взаимный интерес в рамках региональной и международной повестки дня. Будем продолжать контакты в ходе различных международных мероприятий. Договорились готовить предложения, которые могут быть вынесены на рассмотрение высшего политического руководства.

    Я искренне благодарю своего коллегу за продуктивную совместную работу.

    Вопрос: Бывали случаи, когда США принимали решение нанести удары по некоторым странам без санкций СБ ООН. Что предпримет Россия, если такой шаг будет сделан в отношении Сирии?

    С.В.Лавров: Не слышал, чтобы Администрация США всерьез заявляла о применении силы против той же Сирии. Американцы (и это в их традиции) обязательно говорят, что все опции остаются на столе. Но, повторю, не слышал каких-то официальных заявлений насчет применения силы при каких-то обстоятельствах. Надеюсь, что США больше не будут действовать в обход Совета Безопасности ООН. Совбез санкцию на смену режима давать не будет.

    Вопрос: По итогам Вашего визита в Тегеран как России видится перспектива проведения международной конференции по Сирии и участие в ней Ирана?

    С.В.Лавров: Мы продолжаем консультации с теми странами, которых считаем нужным обязательно пригласить для участия в такой конференции. В русле российской инициативы идет предложение К.Аннана о целесообразности создания «контактной группы» или «группы действий из числа внешних игроков». Мы разослали потенциальным участникам свое видение формата конференции, ее целей и задач. Сейчас ведем активные контакты с целью согласования подходов. Сегодня мы занимались этим с моим коллегой Х.Зибари и пришли к общему видению, о котором он только что сказал.

    Учитывая сложность ситуации, будет непросто согласовать все аспекты этого мероприятия, но мы на это нацелены.

    Для нас в данном контексте имеют особое значение два момента. Во-первых, состав участников – он должен быть, конечно же, компактным, но обязательно представительным, с участием всех ключевых внешних игроков. Мы считаем, что это, прежде всего, пятерка постоянных членов СБ ООН, соседи Сирии (Ирак, Турция, Иордания, Ливан), а также Саудовская Аравия, Катар, ЛАГ, Евросоюз и Иран. Приглашение перечисленных потенциальных участников, включая Иран, считаем абсолютно необходимым, если мы все согласны руководствоваться соображениями дела, а не идеологическими предпочтениями, интересами мобилизации всех имеющихся у международного сообщества возможностей для прекращения насилия и перевода ситуации в политическое русло.

    Во-вторых, важна содержательная часть предлагаемого мероприятия. Мы убеждены, что внешние игроки должны обсуждать меры, которые они могут предпринять для создания условий, необходимых для начала общесирийского диалога между правительством и всеми группами оппозиции, как это и предусмотрено планом К.Аннана.

    Некоторые наши партнеры толкуют роль внешних игроков иначе, предлагая, что они на каком-то своем мероприятии будут обсуждать существо политического процесса в Сирии, предрешая его результат. Мы не можем на это согласиться. Решать свою судьбу, судьбу своей страны должны сами сирийцы без какого-либо вмешательства или подсказок извне.

    В этой связи хочу упомянуть, что сегодня я видел информацию СМИ, будто официальный представитель Госдепартамента США В.Нуланд сказала что-то вроде того, что Вашингтон и Москва обсуждают политическую трансформацию в Сирии после ухода Б.Асада. Если это было действительно сказано, то это неправда. Таких дискуссий не ведется и не может вестись, потому что это полностью противоречит нашей позиции, а именно – нельзя решать за сирийский народ. Решать за сирийский народ мы не будем.

    Вопрос (адресован Х.Зибари): Как Вы оцениваете перспективы интенсификации участия России в восстановлении экономики Ирака? Существуют ли какие-то конкретные проекты, где бы Ираку хотелось видеть российское участие?

    С.В.Лавров (в дополнение к ответу Х.Зибари): Хотел бы коротко добавить, что полностью поддерживаю то, что было сказано моим иракским коллегой. Хочу еще раз выразить признательность иракскому руководству за то, что российским компаниям создаются условия в рамках общего режима благоприятствования для иностранного капитала. Мы удовлетворены, что российские компании достойно себя зарекомендовали, выигрывают важные тендеры. Уверен, что достигнутые на сегодня результаты будут стимулировать приход российского бизнеса в Ирак в еще больших объемах.

    Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать заявление главы французского МИД Л.Фабиуса, что международная конференция по Сирии может состояться 30 июня в Женеве, а также его слова о том, что Россия и Франция ведут диалог о будущем Сирии после Б.Асада? Можно ли те слова, которые Вы сейчас сказали относительно заявления В.Нуланд, переложить и на эту ситуацию?

    С.В.Лавров: Могу повторить, что утверждение о том, будто мы с кем-то ведем переговоры о судьбе Сирии после Б.Асада, – неправда. Мы не занимаемся свержением режимов ни через одобрение односторонних действий в СБ ООН, ни для участия в каких-то политических заговорах – это не наши методы.

    Идея проведения конференции или встречи по Сирии 30 июня в Женеве была высказана К.Аннаном. Она сейчас обсуждается. Я, откровенно говоря, не считал нужным выносить на этой стадии данную тему в политическую плоскость, но раз наши коллеги в Париже это сделали, то скажу следующее.

    В консультациях на эту тему мы исходим из принципиальных моментов, о которых я уже упомянул. Во-первых, должен быть правильный состав участников – и я подробно об этом говорил. Во-вторых, эта встреча внешних игроков должна быть направлена на задействование их ресурса для создания условий началу общесирийского политического процесса, а не предрешения существа самого процесса. Думаю, при соблюдении этих двух условий мы обязательно примем участие в такой конференции. Но перечисленные мною условия важно соблюсти, и наши интересы должны быть учтены, потому что речь не об эгоистических интересах. Это – позиция, нацеленная на достижение результата в интересах сирийского народа, а не для оправдания в последующем каких-то односторонних действий.


счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»