Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

"Файл-РФ"
ежедневная электронная газета
11.03.2012
http://file-rf.ru/context/1412

Востоковед Саид Гафуров: «Это крупный успех российской дипломатии»

11 марта 2012

 
Россия и Лига арабских государств согласовали позицию по ситуации в Сирии. Так заявил после встреч с главами МИД ЛАГ министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Комментирует событие научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров:

– Конечно, нужно говорить про дипломатический успех – арабские страны признали недопустимость вмешательства извне в сирийские дела. И недопустимость финансовой поддержки боевиков и поставок им оружия.

Здесь, правда, очень важно заметить: совсем не факт, что арабская сторона будет следовать этому на практике.

Сирия в военном отношении одержала несколько крупных побед, которые и стали причиной того, чтобы Лига арабские государств и, прежде всего, монархии Персидского залива изменили свой подход.

Для Катара особенно и для Саудовской Аравии очень важным является поддержание высоких цен на нефть. Причём если для саудовцев это просто желательно, то для Катара это жизненно важно.

Катар запустил много очень дорогих проектов по сжижению газа, осуществляемых на громадные заёмные деньги. Падение цен на нефть и привязанных к ним цен на газ для Катара – реальная угроза банкротства.

Катар устраивает нынешняя стабилизация напряжённости в Сирии, когда правительство всё контролирует, но происходят вылазки боевиков и террористов. Она способствует поддержанию высоких цен на нефть.

В Сирии своей нефти не очень много, но это важная часть Ближнего Востока, откуда насилие может перекинуться на другие регионы. И ещё есть много проектов трубопроводов из Ирака, даже из Ирана в Средиземноморье. Потому Катар заинтересован в поддержании вялотекущей террористической войны.

Возможность договорённости с ЛАГ обусловлена военными успехами сирийской армии и службы безопасности.

И, видимо, в руководстве Сирии произошло усиление сторонников жёсткой линии – более консервативного крыла против той политики, которую олицетворяет сам Башар Асад, против «либерального крыла». Решено сначала нанести военное поражение мятежникам, а потом начать процесс демократизации. Который сам по себе расколет оппозицию.

Время играет сейчас на руководство Сирии. А Катару и Саудовской Аравии выгодно сохранение напряжённости в «подвешенном состоянии».

Позиция России определена: главное – прекратить насилие. Это основная и решающая цель. Позиция благородная, но ещё и разумная, и целесообразная.

Все понимают: на свободных демократических честных выборах Асад разгромит любого оппонента. Сильных противников у него нет.

Возможен вариант, когда исламисты сумеют выставить единого кандидата. Но вряд ли они найдут одного компромиссного кандидата, который устраивает все направления политического ислама.

Перемен в позиции США я пока не заметил. Для них Сирия – вопрос не первой значимости. Они вынуждены участвовать в сирийских делах, потому что их союзники по НАТО проводят там операции, и США как старший союзник обязаны тоже участвовать, чтобы не дать возможность усиления своим же союзникам из Европы. Но США готовы договариваться.

В Европе другая ситуация. Там произошёл очень сильный поворот к возврату к «неоколониальной политике».

В одной из директив, обязательной к исполнению всеми странами ЕС, прямо и открыто говорится, что одна из главнейших задач промышленной политики ЕС – обеспечение интересов европейских компаний в Африке.

И африканцев никто не спрашивает, хотят ли они такого вмешательства в свои дела. Например, хотят ли европейцы честной конкуренции в Африке с китайскими и индийскими компаниями. Это даже не обсуждается.

Африка становится не субъектом, а объектом международных отношений. ЕС хочет навязать Африке интересы своих компаний.

Потому европейцы уничтожили Каддафи. Они, не скрываясь, проводят в Африке свои планы. В Кот-д’Ивуаре уже их реализовали. Вполне возможно европейское участие в событиях в Нигерии и Гвинее.

Европа решила вернуться в Африку, невзирая на мнения самих африканцев. И даже, если посчитают нужным, как в Ливии и Кот-д’Ивуаре, при помощи вооружённой силы.

Сирия для ЕС не столько экономический объект экспансии, сколько потенциальная стратегическая угроза его планам.

Потому проевропейские главы оппозиции – профессор Гальюн или Хаддам, живущие во Франции, выставляют прежние условия: требуют отставки Асада ещё до прекращения огня, до начала национального диалога.

Они прекрасно понимают, что победить его на честных выборах не смогут, сколько бы денег ни вбросить – а речь идёт о миллиардах долларов.

Деньги не переломят ситуацию – слишком сильна поддержка Асада. Очень многие в Сирии жизненно сильно заинтересованы в сохранении его власти. Ибо он – верховный арбитр и гарант межконфессионального мира в стране.

Это очень важно, потому что сирийцы хорошо знают опыт Ливана, где мир между конфессиями не удалось сохранить, и какая вышла из этого трагедия. И до сих пор Ливан не решил эту проблему.

Договорённости с ЛАГ – крупный успех российской дипломатии. А также сирийского народа и сирийской дипломатии. ЛАГ признала недопустимость внешнего вмешательства и необходимость мониторинга ситуации.

Но это небольшой успех, преувеличивать значение которого не нужно. Главное для сирийцев сейчас – не впасть в шапкозакидательские настроения.


счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»