Конвенция о независимости спасения от веры в Исламе
Саид Гафуров
Конвенция о независимости спасения от веры в Исламе предполагает, что
человек в день страшного суда будет спасен (или осужден на вечные
муки), независимо от его веры — только от его поступков (сравните,
например, с христианской коцепцией о том, что вне крещения Спасение
невозможно - Гомера Данте помещаете в первый круг Ада - тот не был
крещен). Это одна из тех концепций, которые позволили Исламу стать
мировой религией. Человека в день Страшного суда будут судить только за
то, что он делал (или не сделал), а его вера — это просто путь к
спасению, но не более того.
Как я понимаю, это именно конвенция, то есть общее согласие - иджмаа -
нигде в законоопределяющих книгах она не обозначена впрямую, но она
настолько доминировала, что уже в XI веке великий
систематизатор Ислама аль Газали воспронимал ее, как само собой
разумеющуюся.
Она абсолютно доминировало в исламе до появления Абдель Ваххаба (можно
что-то схожее найти у ибн Таймии), который эту идею не принял, а
следовательно отказались от нее и ваххабиты, которые полагают, что
христианам путь к Спасению закрыт, ссылаясь на какие-то свои источники.
Конвенцию о незавсимости Спасения они полагают за недопустимое
новшество (бида).
Это очень неприятная
вещь, потому что в практической жизни она ведет, в том числе к поджогам церквей, к
африканским конфликтам, когда толпа на толпу идет, потому что друг другу нет
спасения, раз оппоненты христиане (или - наоборот - мусульмане), и это — большая беда.
И вот к этой части
политического ислама, которая испытывает очень большую финансовую
подпитку из стран Персидского залива, присоединяется
лпределенная фракция умеренного крыла радикального ислама —
Братьев-мусульман, которымв общем случае это не свойственно. В этом их
ведет логика борьбы, логика противостояния, которая принуждает их
отказываться от принципов ради приобретения союзников (и финансовых
благ).
И важно понимать что логика борьбы Братьев-мусульман в Сирии отличается
от того, логики борьбы их однопартийцев в Египте, в Ираке.
***
Если пес-притеснитель,
злодей, негодяй несправедливо обидит человека, его в день Воскресения
за это привлекут к ответу, и тогда раскаяние ему уже не поможет. (аль Газали)
|