Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

22.09.2013
Конвенция о независимости спасения от веры в Исламе

Саид Гафуров

Конвенция о независимости спасения от веры в Исламе предполагает, что человек в день страшного суда будет спасен (или осужден на вечные муки), независимо от его веры — только от его поступков (сравните, например, с христианской коцепцией о том, что вне крещения Спасение невозможно - Гомера Данте помещаете в первый круг Ада - тот не был крещен). Это одна из тех концепций, которые позволили Исламу стать мировой религией. Человека в день Страшного суда будут судить только за то, что он делал (или не сделал), а его вера — это просто путь к спасению, но не более того.

Как я понимаю, это именно конвенция, то есть общее согласие - иджмаа - нигде в законоопределяющих книгах она не обозначена впрямую, но она настолько доминировала, что уже  в XI веке великий  систематизатор Ислама аль Газали воспронимал ее, как само собой разумеющуюся.

Она абсолютно доминировало в исламе до появления Абдель Ваххаба (можно что-то схожее найти у ибн Таймии), который эту идею не принял, а следовательно отказались от нее и ваххабиты, которые полагают, что христианам путь к Спасению закрыт, ссылаясь на какие-то свои источники. Конвенцию о незавсимости Спасения они полагают за недопустимое новшество (бида).
 
Это очень неприятная вещь, потому что в практической жизни она ведет, в том числе к поджогам церквей, к африканским конфликтам, когда толпа на толпу идет, потому что друг другу нет спасения, раз оппоненты христиане (или - наоборот - мусульмане), и это — большая беда.

И вот к этой части политического ислама, которая испытывает очень большую финансовую подпитку из стран Персидского залива, присоединяется лпределенная фракция умеренного крыла радикального ислама — Братьев-мусульман, которымв общем случае это не свойственно. В этом их ведет логика борьбы, логика противостояния, которая принуждает их отказываться от принципов ради приобретения союзников (и финансовых благ).

И важно понимать что логика борьбы Братьев-мусульман в Сирии отличается от того, логики борьбы их однопартийцев  в Египте, в Ираке.


***

Если пес-притеснитель, злодей, негодяй несправедливо обидит человека, его в день Воскресения за это привлекут к ответу, и тогда раскаяние ему уже не поможет. (аль Газали)








счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»