Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики


Я ВЕРЮ В ДАГЕСТАНСКИЙ НАРОД
Рамазан Абдулатипов

Еще в 1996 году знаменитый поэт Расул Гамзатов посетовал, почему уже тогда руководству России не приходила мысль рекомендовать Рамазана Абдулатипова на пост главы Республики Дагестан. Поэт считал, что необходимый опыт и качества у этого человека налицо: политик государственного масштаба, известный ученый, причем область его научных интересов касается одного из самых сложных вопросов общественной жизни России – национального. По характеру – организован, целеустремлен, смел, что особенно важно для Кавказа, с четко определенными ценностями в жизни, главной из которых всегда являлось искреннее желание служить государству и родному Дагестану. 28 января 2013 года чаяния Расула Гамзатова сбылись. Президент России В.В.Путин подписал указ о назначении Р.Г.Абдулатипова временно исполняющим обязанности президента Республики Дагестан. 8 сентября Народное Собрание будет утверждать его в качестве главы республики. Согласившийся на интервью журналу «VIP-Premier» Рамазан Гаджимурадович подчеркнул, что у него нет никаких традиционных в таких случаях предвыборных обещаний, он просто вернулся в Дагестан. Вместе с дагестанцами, известными специалистами страны, разработал и предлагает десять приоритетных президентских проектов, которые, чего бы ему ни стоило, он обязательно выполнит вместе с новым правительством и при поддержке президента России В.В.Путина.


– Рамазан Гаджимурадович, могут ли сегодня национальные различия стать не механизмом распада, а, наоборот, инструментом созидания обновленной России?

– Для Дагестана межнациональная сфера – не экзотика, это наш повседневный быт, экономика, политика, то есть, практически, все аспекты жизнедеятельности дагестанского общества. Посудите сами: за многие годы на территории нашей республики никогда не было межэтнических и межрелигиозных конфликтов, хотя провокаторов хватало. В этом плане у нас накоплен значительный опыт, которым мы готовы поделиться. Одним из условий существования нашей страны является межнациональное согласие. 5 июня на открытии памятника Расулу Гамзатову президент нашей страны сказал: «Только когда мы вместе, мы – Россия». Сразу хочу отметить, что сам факт открытия этого памятника в центре Москвы, на одном из красивейших ее бульваров, и присутствие на этом мероприятии В.В.Путина – это факт проявления уважения и к Дагестану, и к дагестанцам. Президент подчеркнул: «Это дань нашего безграничного уважения к поэту, человеку широкой души и необыкновенной мудрости, сыну Дагестана и великому гражданину, патриоту России. Будучи настоящим национальным, народным поэтом, он был поэтом всей нашей огромной державы».

К сожалению, у нас пока еще очень куцее законодательство по национальным и межнациональным отношениям. Над ним надо работать. Я был руководителем рабочей группы по разработке федеративного договора, одним из авторов раздела Конституции о федеративном устройстве. Не могу не сказать, что по моей инициативе было дано название нашему государству. Когда в 1993 году обсуждался вопрос о названии, предлагали просто – «Россия». Я тогда сказал, что Россия – это как песня, это что-то светлое в нашей жизни, это то, к чему стремимся, русский народ – великий народ, который просветляет дорогу всем нам. Но не менее красиво для меня звучит, скажем, и Саха-Якутия, и мой родной Дагестан, поэтому мы сегодня больше, чем просто Россия. И я предложил оставить это название как базовое, но добавить название в более широком смысле – «Российская Федерация».

В современных условиях модель национального государства строится с учетом в том числе этнической идентичности, и это относится как в целом к государству, так и к субъектам РФ. Но нельзя делить народ, живущий в единой стране. Мы прежде всего многонациональный народ. Особенностью Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации является многоэтнический и поликонфессиональный состав населения.

Главный тезис Стратегии государственно-национальной политики – при учете многообразия самобытности каждого народа формировать общую гражданскую идентичность. Ее формирование происходит не за счет отрицания этнических основ общности людей, а за счет повышения их статуса, когда человек осознает себя не только представителем определенной национальности, но и представителем гражданской общности данного государства. И, конечно, коренной задачей нашей дальнейшей работы является то, чтобы эти две стороны, как два крыла орла, вместе поднимали и возвышали Россию.

Главное противоречие в России – это не противоречие между национальностями и культурами, а противоречие между культурой и невежеством. Дагестанец, не чувствующий сладость своего родника, никогда не ощутит сладость рек и морей других регионов, культурную самобытность другого народа. Поэтому самое главное направление государственно-национальной политики – это культурная самобытность и интеграция культур.

Традиционная культура имеет базовое значение для народа. Она формирует целостное мировоззрение человека, тогда как информационная, потребительская и массовая культура разрывает это сознание. Мы в Дагестане начали создавать центры традиционной культуры народов России на базе домов культуры. Мы воссоздаем с нуля Дом дружбы народов, в котором будут находиться лаборатории народной музыки, национального костюма, национальных музыкальных инструментов.

Несмотря на многообразие наций и веры, мы должны быть гражданами РФ. Пока мы не будем единой нацией, мы не станем в полной мере жизнеспособным народом. Мы не должны забывать, что у нас общая судьба, общие страницы истории. И главное – у нас общее настоящее и будущее. Хотел бы напомнить вам слова Расула Гамзатова, которые сегодня звучат как завещание всем нам, всем народам России:

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

– Президент России назначил вас временно исполняющим обязанности президента Дагестана в не самое простое для республики время. Как вы определяете для себя первоочередные задачи – не допустить кризиса или все-таки обеспечить условия для долгосрочного развития страны? Кто вы прежде всего – антикризисный управляющий или управляющий стратегический?

– По-моему, тому, кто уходит, всегда легче, чем тому, кто приходит. Но есть, конечно, шанс у того, кто приходит, все свалить на того, кто работал до него. Думаю, что это не наш подход. До меня работали уважаемые люди, особенно Магомедали Магомедович Магомедов много сделал для сохранения Дагестана. В то же время надо признать, что республика пережила очень тяжелые годы. Несколько лет подряд рядом шла война, была совершена агрессия против Дагестана. И, конечно же, Дагестан впал в глубочайший кризис.

Если Россия продвигалась по пути рыночной экономики, капитализма и демократии, то мы зачастую шли в обратном направлении. Так дальше не пойдет! Антикризисный управляющий или стратегический управляющий – суть от этого не меняется. Какие бы мы должности не занимали, как бы мы себя не называли, наше достоинство будет зависеть от того, насколько достойно будет выглядеть Дагестан. Я считаю, так сегодня должен рассуждать каждый дагестанец.

Долгое время республику кормили, но не лечили и не развивали. Фактически во многом уничтожены все отрасли производства: рыбная отрасль доведена до ручки, газовая – 20 млрд долгов, нефть – вместо добываемых 2 млн тонн в 1985 году, сегодня – всего 200 тыс. Виноградарство – мы собирали 380 тыс. тонн, сейчас, в лучшем случае, 100 тыс. тонн. Почти сведен на нет наш основной потенциал – электроэнергия. И так по всем показателям. Экономика республики практически деградировала.

В Дагестане утвердилось неумение работать с источниками развития. Налоговые поступления в республиканский бюджет, средства федерального бюджета, а также государственных компаний используются неэффективно. Прямых иностранных инвестиций почти не было, средства международных финансовых структур фактически не привлекались. Причем это характерно не только для республиканских органов власти, но и федеральных, работающих на территории Дагестана.

Мы создали стратегический совет под руководством Германа Грефа и корпорацию «Развитие». Ведущими специалистами страны разработана программа из 10 приоритетных президентских проектов. Еженедельно и ежемесячно будем отслеживать их выполнение. Для республики важно подписание меморандума «Об ускоренном экономическом развитии Республики Дагестан на основе принципов государственно-частного партнерства», которое состоялось на Петербургском международном экономическом форуме. Среди подписантов известные инвесторы, руководители финансовых институтов развития и министерств.

Планы проработаны и на один год, и на три года. Главная задача сегодня – развитие республики. В связи с этим произведены изменения в правительстве, потому что с теми задачами, которые я ставлю, многие не справлялись.

– Вы называли одной из важных проблем республики – коррупцию. Прокомментируйте сегодняшнюю ситуацию.

– С первого же дня моей работы в Дагестане я наметил курс, прежде всего нацеленный на очищение власти от коррупции и криминала. Много езжу по республике, знаю ситуацию на местах, ставлю жесткие диагнозы, прямо говорю чиновникам о бездействии и воровстве. И дальше буду работать так же.

В сегодняшнем Дагестане трудно найти человека, который не осуждал бы коррупцию. В то же время у нас непросто найти и человека, который не поддержал бы коррупционную систему взяткой ради каких-либо благ и привилегий – при посещении медучреждения, устройстве ребенка в детский сад или выдаче той или иной справки. Сегодня коррупция в Дагестане – особо сложное явление. Относительно бедная республика отличается не столько масштабами злоупотреблений, сколько их массовостью. К примеру, в последние годы в республике вели борьбу за любые «доходные места» (начиная от главы администрации села), с митингами и взаимными обвинениями в коррупции. Невероятных масштабов достигла коррупция в сфере образования и здравоохранения.

Так дальше продолжаться не может. Борьба идет, примеры тому есть – задержания ряда глав муниципальных образований, проверки вузов республики. Я получаю информацию о том, что уровень коррупции несколько снижается, об этом говорят и пишут, в том числе простые дагестанцы, но это все пока не настолько масштабно, чтобы можно было говорить о каких-то серьезных успехах. Но работа по полному искоренению коррупции из дагестанского общества продолжается.

Разумеется, только карательными методами побороть коррупцию не удастся. Следует устранить ее причины, которые коренятся в самом устройстве системы государственного управления, в особенностях социально-экономической, культурной и нравственной сфер жизни общества. Борьба с коррупцией должна вестись системно и комплексно, в постоянном режиме. Необходимо сделать работу органов власти максимально прозрачной и открытой.

Что касается меня лично, то могу уверенно вам заявить – никому ничем не обязан, кроме как дагестанскому народу. У меня нет договоренностей или связей ни с одним кланом. Недавняя отставка правительства – явное тому свидетельство. Для меня один из самых крупных, сильных и влиятельных кланов – мой дагестанский народ. Его благополучие и безопасность – главное в моей жизни.

– Есть ли угроза нормальному развитию республики от таких явлений, как кумовство и местничество? Если да, то как они могут влиять на кадровую политику?

– Это тоже проблема с глубокими корнями. Она сложна, долгосрочна, и решения будут неординарные. В последние десятилетия с развалом, разрухой всея и всего, с падением нравов сформировалось кумовство, местничество, клановость, национализм даже внутри одной нации. Старая номенклатура внедряла во власть своих преемников по принципу родства, кумовства, национальности, передавая власть, экономику по наследству. Как результат – махровый расцвет коррупции, криминала.

«Скамейка» управленческих кадров сегодня очень коротка. Долгие годы эта проблема умалчивалась. Многие грамотные молодые люди, не находя применения своим профессиональным качествам, покинули республику. Из-за беспринципности и невостребованности потеряно целое поколение потенциальных управленческих кадров. Сегодня мы пытаемся их вернуть поодиночке. На профессионалов огромный спрос. Когда в январе 2013 года я приехал в Дагестан, то заявил, что в правительстве должны появиться новые люди и что практика занятия чиновничьих должностей по 15 и более лет не может быть терпимой. То же самое касается и всех остальных уровней – муниципального, районного, уровня сельского поселения и т. д. Даже директора школы или больницы, я считаю, надо менять через 8-10 лет. Нельзя бессменно руководить тем или иным учреждением, иначе у некоторых людей возникает ощущение принадлежности ему учреждения или ведомства.

Я не раз повторял, что нужно омолодить кадры, нужно объявлять конкурсы, по результатам которых молодые специалисты смогут пробиться в стан действующих чиновников. Поэтому важнейший приоритет нашей политики – профессиональные кадры нового поколения. Тридцать четыре человека за последние несколько месяцев взяты в различные правительственные структуры после того, как они успешно прошли конкурсы. Так что ситуация меняется.

– Как решается ситуация со сторонниками «политического ислама» разных направлений, которые ранее, как сообщалось, проникали в Дагестан из-за рубежа?

– Историческая поликонфессиональность населения республики обусловила формирование особой культуры межрелигиозного диалога, основанного на толерантности и взаимном уважении.

Одним из наиболее влиятельных в Дагестане течений ислама на сегодняшний день является суфизм, но с конца 1980-х годов в республике стало распространяться нетрадиционное для Дагестана течение «салафизм» (иначе – ваххабизм). Определенная часть представителей этого течения пытается с использованием религиозной риторики обосновать необходимость насильственного изменения конституционного строя, отделения Дагестана от России; совершаются террористические акции.

Терроризм прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, вдохновители экстремистов выдают себя за последователей истинного ислама, борцов за воплощение его идеалов в жизнь. В итоге это способствует формированию искаженных представлений об исламе как об агрессивной религии, оправдывающей экстремизм и насилие. Сегодня ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к взаимодействию с другими культурами, эти деятели пытаются противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональное согласие, но и единство внутри самого мусульманского сообщества. Это священно для мусульман.

Между тем, как справедливо утверждают мусульманские богословы, террор и ислам несовместимы. «В исламе нет принуждения» – так гласит священный Коран. И сегодня ислам может и должен стать главной силой, противодействующей идеологии экстремизма. Духовные лидеры – муфтии, многие имамы – обладают необходимым авторитетом в деле активной антитеррористической пропаганды. Кто, как не они, могут убедительно показать, что идейно-политические установки экстремистов не совместимы с истинной миссией ислама? На мой взгляд, это весьма значительный образовательный и миротворческий ресурс, потенциал духовного и нравственного просвещения, который необходимо сконцентрировать на главном направлении – обеспечении единства и безопасного развития дагестанского общества.

Но позиция, что надо бороться против одних и поддерживать других, тоже не очень корректна. Среди салафитов, ваххабитов есть разные люди. Мы не определяем, в какую сторону молиться, главное, чтобы они не будоражили народ, не стреляли друг в друга, не свергали власть и не вредили гражданам. Мы призываем всех к сотрудничеству и согласию.

С террористами же и бандитами мы будем беспощадно бороться независимо от того, как они себя называют. В настоящее время сотрудники силовых ведомств активизировали свою деятельность. Спецоперации проходят более точечно и эффективно, их результативность свидетельствует о наступательном характере предпринимаемых мер. Но безопасность и стабильность республики – это слишком серьезный вопрос, чтобы доверять его только силовикам. Все общество призвано объединиться против зла. Если народ не оказывает содействия и начинает возмущаться, когда мы арестовываем какого-то бандита, порядка не будет. Для этого нужна общая воля. Там, где я бываю и разговариваю с людьми, такая воля появляется. Но есть случаи, когда целые поселения уходят от ответственности. Допустим, убили 13 человек, мы говорим: «Делегируйте молодых ребят, мы возьмем их в полицию, дадим зарплату, они будут защищать свое село». Но ни один не идет… В такой ситуации бандиты будут бесчинствовать. Мы отрабатываем конкретный план совместной работы с отдельными джамаатами, в частности, села Гимры – родины двух имамов Дагестана.

– Рамазан Гаджимурадович, можете ли назвать какой-то срок, за который реально можно покончить с терроризмом?

– Я хочу покончить с ним завтра, но не все зависит от меня. Я уверен, наши правоохранительные структуры не подведут республику и государство, будут работать еще профессиональнее и эффективнее. С теми, с кем невозможно вести диалог, с теми, кто выбрал для себя только преступный путь, будем вести борьбу силовыми методами, другого решения нет. Но для того чтобы окончательно покончить с экстремизмом и терроризмом, нужно сделать так, чтобы у них не было пособников, не было притока новых сторонников, чтобы молодежь, дагестанцы не поддерживали, а осуждали деятельность экстремистов. А для этого нужна новая власть, новая экономика.

– Федеральное руководство уделяет большое внимание развитию Северного Кавказа. Оцените, пожалуйста, ситуацию с реализацией федеральной целевой программы «Юг России», все ли правильно задумано, все ли реалистично, все ли хорошо исполняется?

– Федеральные министерства и ведомства при непосредственном руководстве президента России оказывают существенную помощь региону. Многие руководители федеральных структур побывали в республике, конструктивно рассмотрели наши проблемы – это Вероника Скворцова (Минздрав), Сергей Шойгу (Минобороны), Максим Соколов (Минтранс), Николай Федоров (Минсельхоз), Игорь Слюняев (Минрегионразвития), Денис Мантуров (Минпром), Алексей Миллер (Газпром), Игорь Сечин (Роснефть). В координации всей этой работы главную роль играют первый заместитель руководителя администрации президента РФ Вячеслав Володин, заместитель председателя правительства РФ, – руководитель аппарата правительства Сергей Приходько.

Большие надежды возлагаем на ФЦП «Юг России». Проект функционален, правильно задуман, но реалии пока далеки от исполнения. Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. необходимо актуализировать с приоритетом по проектам, формирующим мультипликативный эффект для малого бизнеса, образования, здравоохранения и в целом экономики республики, ее инвестиционной привлекательности.

Нам нужна программа развития не только региона, но и Дагестана, со стабильным финансированием приоритетных проектов в секторах реальной экономики, на базе местных сырьевых ресурсов, дивиденды с которых рефинансировались бы в другие экономические, социальные проекты. На дотациях, субсидиях для выживания экономику региона не выстроить.

Особые проблемы у горных районов. Горы и горцы – корни наших народов, нашей истории и культуры, где долгие годы, в весьма депрессивных условиях даже на фоне небогатых равнинных районов, проживает и выживает до половины населения республики.

Будем выравнивать ситуацию. Полагаю, что найдем понимание у федерального руководства, и уже находим.


– Какими инструментами будет осуществляться экономическое и социальное развитие Дагестана? На что будет ставиться акцент – на большие, трудоемкие инвестиционные проекты или на поддержку малого и среднего бизнеса?

– Главный ресурс экономического развития республики – это предпринимательская активность дагестанцев. Очень важно использовать этот потенциал для того, чтобы реализовать задачи, стоящие перед нами, – прежде всего дать людям работу. Недопустимо, когда уровень безработицы выше, чем даже в некоторых африканских странах. Надо сформировать среду, создать условия, помочь возможностями, инновационными технологиями, дать направление и, главное, не мешать. Для нас сегодня важнее наличие тысячи средних и малых предпринимателей, чем десятка олигархов.

В то же время, с такими состоявшимися земляками-бизнесменами, как Сулейман Керимов или Зиявудин Магомедов, нашему правительству надо работать. Мы понимаем, что для них в этом нет большой выгоды, но они действуют в интересах Дагестана. И если готовы вложить и уже вкладывают деньги в экономику республики, значит, эти люди руководствуются не только личными бизнес-интересами. С обоими у меня самые теплые отношения, я надеюсь их сохранить. Хочу добавить, что у меня свой формат работы с предпринимателями, я никогда им не говорю: «вкладывайте вот столько-то средств, а проценты получите такие-то». Я не вмешиваюсь в их бизнес, а просто оказываю всяческое содействие, чтобы он состоялся, но при этом был полезен для людей, для страны.

– Каковы перспективы развития топливно-энергетического комплекса в республике?

– Базисом развития всех секторов экономики я считаю энергетику и строительство. Мы будем очень серьезно заниматься энергетическими проблемами. Например, у нас хорошо складываются отношения с «Газпромом». Недавно мы провели совещание с ООО «Газпром трансгаз Махачкала»; вот уже 12 лет его возглавляет высокопрофессиональный руководитель Керим Басирович Гусейнов, который все это время активно содействует решению многих республиканских задач. На этом совещании мы обсудили эффективность работы ТЭК в республике и вопросы газификации населенных пунктов.

После этого я был в Москве у председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. Нами подписаны все необходимые документы по решению таких задач, как реконструкция участков магистрального газопровода «Моздок – Казимагомед» и Новолакского газопровода-отвода, газификация Кизлярского района, строительство межпоселковых газопроводов в Гумбетовском и Хунзахском районах и т. д.

«Газпром» идет навстречу решению многих вопросов. С этой компанией надо продолжать работать. Я считаю, что 10-11 тыс. м сетей не надо оставлять за республикой, а отдать «Газпрому», который на современном техническом уровне будет их обслуживать. Будем решать проблемы и с долгами в газовом секторе. Полагаю, что основные – это долги разных промежуточных структур.

Промышленная добыча нефти в Дагестане началась в середине сороковых годов прошлого столетия, так что у нас есть неплохой опыт и сложились определенные традиции в этом секторе экономики. Добываемая в республике нефть отличается очень высоким качеством. Малосернистость и высокое (до 90 %) содержание легкокипящих фракций дает возможность простой перегонкой получать из такой нефти высококачественный бензин, керосин и дизельное топливо, поэтому мы намерены привлечь в республику серьезные компании для разработки месторождений на каспийском шельфе при поддержке «Роснефти». Возможности найти новые месторождения нефти и газа в Дагестане есть. Уже выявлены перспективные территории. Сегодня площадка для недропользователей на шельфе Республики Дагестан свободна и открыта. В ближайшее время право пользования будет выставляться на аукцион. У иностранных инвесторов сегодня есть реальная возможность принять участие в реализации данного проекта.

Что касается налоговых льгот для фирм, ведущих разработку шельфа Каспийского моря, то есть принципиальное решение о возможности льготирования размера экспортной пошлины на нефть с месторождений Северного Каспия. Данная опция повышает инвестиционную привлекательность проектов. Мы надеемся, что эта информация усилит интерес зарубежных компаний.

Перспективны малые, локальные ГЭС и возобновляемые источники энергии, которые позволят максимально и в короткие сроки использовать потенциал топливно-энергетических ресурсов республики с участием в их освоении малого и среднего бизнеса – особенно в сельскохозяйственном производстве. Водные ресурсы Дагестана – это более 40% водных ресурсов Северного Кавказа с энергетическим потенциалом более 30 млрд кВт.ч, который формируют более 4,5 тыс. рек и речушек. «РусГидро» работает активно, скоро сдадим Гоцатлинскую ГЭС.

Энергетический ресурсный потенциал, конкретное производство и потребление на душу населения определяют экономическое развитие, социальное благополучие и безопасность любого субъекта экономики. С ресурсами у нас нет проблем – гидроэнергетический потенциал востребован только на 30%, в недрах материка и шельфа есть подтвержденные серьезные запасы нефти, газа, геотермальных рассолов, а также полный набор возобновляемых источников энергии.

– Дагестан является одним из важных транспортных коридоров России. Что происходит в этом направлении?

– Дагестан находится на историческом маршруте Великого шелкового пути. Через территорию республики проходят международные транспортные коридоры страны «Запад – Восток», «Север – Юг», включающие федеральную автомобильную трассу «Кавказ» и железнодорожную магистраль «Москва – Баку».

Махачкала – единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. В последние годы проведена его серьезная реконструкция, которая позволила существенно улучшить технические и технологические параметры предприятия. Это обеспечит к 2015 году наращивание грузооборота до 15-20 млн тонн, сделав порт основным пунктом нескольких международных транспортных коридоров.

Наличие всех факторов логистики и ее инфраструктуры (аэропорт, морской порт, федеральные железнодорожные, автомобильные магистрали, газо- и нефтепроводы, оптоволоконная связь, а также соседство с пятью государствами и четырьмя российскими регионами предопределяют роль и место Дагестана как южного форпоста России в системе внешнеэкономических связей.

Транспортный потенциал России с 1990-х годов был изолирован пресловутым проектом «TRACEKA», который в обход России (Украина – Грузия – Азербайджан) выходил на Великий шелковый путь далеко за пределами нашей страны. На десятилетия была подорвана идеология исторического маршрута, а это, в свою очередь, потери сотен миллиардов рублей для бюджета страны.

Формирование ФЦП «Север – Юг» сбалансировало ситуацию, но до конкурентоспособности проекта еще очень далеко. Надо его «наполнять» объемами грузоперевозок в государства Ближнего Востока, Азии и Кавказа. Исторически дружественные России государства ждут наших инициатив. Иначе мы потеряем мегарынок, где Дагестан мог бы быть проводником внешнеэкономической, торговой политики России.

Для этого есть все предпосылки, но нужно не только понимание, но и активные действия федерального центра. Нужны политические решения, принципиально отличающиеся от навязываемых внесистемными международными игроками, которые объявили Каспийский регион «зоной своих национальных интересов».

Дагестанские специалисты – активные участники проекта «Автотранспортные коридоры, контейнерные перевозки». В рамках ФЦП «Север – Юг» проект «объединяет» автотранспортными контейнерными перевозками пять морей, реки и два европейских пограничных грузовых терминала, претендуя на экономическую нишу транспортных перевозок по России объемом $18-20 млрд. Маршруты проекта сегодня обслуживают в основном зарубежные транспортные компании (до 70 %). Это мощнейший логистический трафик России. Потенциал только одних морских перевозок на этом направлении, по заключению экспертов ООН, в ближайшие десять лет может вырасти с 40 млн до 150 млн тонн.

– Каковы экономические приоритеты Дагестана?

– Они обусловлены особенностями и реальным потенциалом развития республики. Это благоприятные природно-климатические условия, минерально-сырьевые и туристско-рекреационные ресурсы, которые не имеют аналогов на евразийском континенте.

Серьезные перспективы развития имеют аграрно-промышленный комплекс, химическая и обрабатывающая промышленность, стройиндустрия. Уверенность в этом базируется на наличии в республике выгодного запаса полезных ископаемых, необходимых для производства практически любых строительных материалов.

У республики хороший интеллектуальный и трудовой потенциал, много активных и предприимчивых граждан. Дагестан – один из трех регионов России, где сохранилась благоприятная демографическая ситуация, численность населения растет. Высокая мобильность людей, их трудолюбие, предпринимательская активность, тяга к успеху – именно эти факторы формируют лидерский потенциал Дагестана.

Обозначенные выше «точки роста» станут в будущем активными катализаторами развития всей экономики не только Дагестана, но и Северного Кавказа.

С другой стороны, за последнее десятилетие наработано множество программ, стратегий, проектов, охватывающих как будто всё, но по большому счету ничего. Некоторые чиновники занимались разработкой программ развития республики до 2025 года, понимая, что их уже не будет в 2025 году и отвечать не придется. Например, запланировано привлечение до 60-70% внешних инвестиций, но без обеспечения финансовых инструментов, механизмов. Это, конечно, профанация, утопия. Чудес в экономике не бывает. Недавно эти вопросы были обсуждены с президентом России В.В.Путиным, и мы получили его поддержку. Встретился я и с председателем правительства Д.А.Медведевым, которому поручено исполнение этих вопросов. Уверен, что мы все это сделаем.


– Как обстоят дела в социальной сфере?

– На одного дагестанца в среднем приходится 16,7 кв. м жилой площади, и, согласно прогнозам, республика увеличит эту цифру до 23 кв. м только к 2025 году. А в среднем по России в 2012 году этот показатель составил 24 кв. м на человека. Иными словами, только через 12 лет мы приблизимся к усредненным российским показателям. При этом в недрах республики есть все компоненты для строительного производства, кроме металлорудных залежей. В таких условиях не обеспечить доступным жильем свое население в XXI веке – преступление. Опять же, к принимаемым федеральным законам нужны механизмы их исполнения, целевое финансирование программ, проектов развития жилищного строительства, обеспечивающее социальное равновесие всех граждан России.
Для системы здравоохранения Дагестана первоочередной задачей я считаю необходимость повернуть ее лицом к народу. Это нужно понимать не только как борьбу с коррупцией и равнодушием медиков к пациентам. Сегодня сами врачи и медсестры являются очень незащищенной социальной группой. Уверен, работу следует начать с помощи медикам, с увеличения заработной платы и повышения престижа профессии. От этого во многом зависит, как они будут дальше лечить пациентов и к ним относиться.

Вторая задача в области здравоохранения – обеспечение жителей республики высококвалифицированной медицинской помощью на местах, чтобы они не выезжали на лечение в другие субъекты федерации. К сожалению, у нас остаются пока районы, где нет ни одного хирурга, анестезиолога, реаниматолога. По Программе поддержки молодых специалистов на селе «подъемные» в размере 1 миллиона рублей получат более 190 молодых врачей этих специальностей, которые отправятся работать в районы.

Существенно же повысить качество медицинского обслуживания поможет реализация трехуровневой системы здравоохранения в республике. Первый уровень предполагает создание мобильных диспансеров в труднодоступных районах. Не сложно догадаться, насколько это важно для Дагестана, где 55% населения – жители сел. Второй уровень предполагает создание амбулаторных центров, в которых будет оказываться специализированная медицинская помощь. Третий уровень – появление современных, высокотехнологических диагностических центров. На все это федеральные власти готовы выделять средства, причем немалые. Но проблем в сфере здравоохранения, несмотря на видимые успехи, пока еще много, и надо работать, засучив рукава. Медицина в Дагестане неплохая, но ко многим врачам люди потеряли доверие.

– Каковы приоритеты руководства республики в образовательной сфере?

– Образование – это главный двигатель возрождения Дагестана. У нас ежегодно выпускается более 29 тысяч специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием, но из них организованно трудоустраивается только 12-15%! Престиж получения образования намного выше, чем качество самого образования. Республика сама себе создавала проблемы, «выбрасывая» ежегодно на рынок труда более 20 тыс. «работников», которые через 2-3 года вообще деградируют как специалисты.

Мы занимаемся этой проблемой. За счет специализации начальных профессиональных образовательных структур будем формировать в необходимом количестве качественные рабочие кадры для отраслей, причем с полным государственным обеспечением и последующим трудоустройством.

Что касается общеобразовательных учебных заведений, их сейчас в республике свыше 1500. Но этого также недостаточно, республике необходимо продолжать строительство новых школ. Сделать это надо для того, чтобы перестать проводить занятия в три смены.

Под руководством Г.Грефа, при поддержке Керимова, Магомедовых, Муртазалиева, Абдулжалилова, Курбанова и других предпринимателей во многих районах внедряется программа «Школа будущего».

Мы будем полностью преобразовывать гуманитарное образование в Дагестане. Я сам буду контролировать этот процесс. Быть современным, образованным дагестанцем немыслимо без знания русской классической литературы, искусства, музыки. При этом мы с должным вниманием и уважением относимся к изучению своей истории и культуры, сохранению лучших горских традиций. Я верю в дагестанский народ, но моя цель – обрести его доверие.

– В России и за рубежом широко известен футбольный клуб «Анжи». Но одним футболом спорт в Дагестане наверняка не ограничивается. Как в целом развивается спортивная жизнь в республике? Удается ли вам самому найти время для физических занятий?

– Спорт я люблю и, когда есть время, активно занимаюсь. Когда удается поплавать или поиграть в волейбол, я испытываю огромное удовольствие. В молодости был играющим тренером волейбольной сборной республики. А футбольный клуб «Анжи» – это наша общая любовь. Руководство клуба идет правильным путем, возвращая «Анжи» в Дагестан. Об этом говорит и приход в команду известного тренера Гаджи Гаджиева. Мне бы очень хотелось, чтобы клуб стал такой же всемирной известной визитной карточкой нашего края, как, например, ансамбль «Лезгинка» или борцы вольного стиля.

Мы очень заинтересованы в том, чтобы Дагестан не ассоциировался только с террором и насилием, а воспринимался людьми более взвешенно. Кроме того, с каждым успехом «Анжи» растет интерес дагестанских мальчишек к занятиям в футбольных секциях, а значит, к здоровому и мирному образу жизни! Сейчас в республике идет широкая реконструкция спортивных объектов, которые были построены десятки лет назад, возобновлено строительство большого количества «замороженных» стадионов и площадок. Спортивные залы возводятся практически в каждом крупном селе, строятся дворовые футбольные и волейбольные площадки. Делается все для того, чтобы спорт вновь приобрел массовость и доступность для всех слоев населения.

Завершая наш разговор, хотелось бы подчеркнуть, что имея такие природные богатства, дарованные Всевышним, а также такой трудолюбивый и предприимчивый народ, нам должно быть стыдно ходить за дотациями, субсидиями, как за подаянием. Федеральный центр, безусловно, окажет содействие для того, чтобы мы встали на ноги, и тогда, я уверен, мы сами сможем сформировать самодостаточную экономику. И, кроме того, стать эффективным донором российской экономики.

Посмотреть макет статьи в формате PDF     Pages6-17.pdf


счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»