Бунт против средневековья
События в Египте и Турции демонстрируют усталость людей от исламистских режимов
– В Египте всегда было
сильное движение за светское государство. Но оно характерно только для
небольшой группы населения, жителей Каира и Александрии, – говорит
научный руководитель Института прикладного востоковедения и
африканистики Саид Гафуров. – Для большинства же неприемлем западный
образ жизни и более симпатичен восточный «life style». Нынешние
протесты можно назвать реакцией на исламизацию со стороны образованного
меньшинства. Кто категорически не согласен с исламизацией - это
женщины-христианки. Мусульманские нормы, особенно в версии Мурси,
лишают их всех прав. Они будут очень зависимы от своих мужей и отцов,
не будут иметь возможности распоряжаться своим имуществом.
Хотя нынешний протест вызван не только
исламизацией. На первом плане стоят экономические трудности: рабочих
мест мало, зарплаты низкие. Год назад Мурси победил за счет голосов
крестьян.
Усугубляет положение Мурси то, что сейчас «Братья мусульмане»
раскололись. Ранее в этом движении были представлены все страты
египетского общества. Ныне они раскололись по классовым интересам.
Поэтому сейчас мы будем наблюдать перегруппировку политических сил.
Часть «Братьев мусульман» встанет к Мурси в оппозицию. А вот олигархи,
которые были верны Мубараку, вместе с богатыми людьми из «Братьев
мусульман» будут на стороне Мурси.
По моим оценкам, Мурси
устоит, если не вмешается армия. Но главные военачальники отправлены в
отставку. Не знаю, смогут ли отставники отдать приказ на восстание.
Среди действующего генералитета мне не известны люди, способные
осуществить переворот, хоть армия к нему и готова.
Но важно помнить, что Мурси – кандидат от деревни. На его стороне
стабильное большинство. Сейчас произошло классическое столкновение
города и деревни. Но крестьян больше, и на любых демократических
выборах крестьяне одержат победу.
«СП»: – Деревня больше по численности, но город более привлекателен.
– И у крестьянина может
быть ноутбук, блог в Интернете, мобильный телефон, телевизор. Но эти
вещи совершенно ничего не меняют в его социальном статусе. Он будет
стремиться сохранить тот социально-экономический порядок, который
обеспечивает ему выживание.
Люди живут на маленьких участках земли и никак не связаны между собой.
Но они чувствуют, что их интересы должны быть представлены. Эту роль
выполняет человек, который формально к крестьянам не имеет отношения.
Но его усилия воспринимаются деревней с одобрением, так как он пытается
подавить город, городских краснобаев, либералов. То есть, кто, по
мнению крестьян, пользуется их оторванностью от социальной жизни и
обирает их. Это – откровенный бонапартизм, и Мурси
– маленький бонапартик. Пока не известно, станет ли он большим
бонапартом или останется карликовым, каким, к примеру, в Германии был
фон Папен.
«СП»: – Имеют ли сторонники западного пути шансы на победу в Египте?
– Проблема египетских либералов в том, что они не знают, чего хотят.
Они одновременно играют в две взаимоисключающие игры. С одной стороны,
в парламенте они требуют революции и призывают народ к оружию. С
другой, – на улице они говорят о парламентаризме и о мирном развитии
революции. Это выглядит настолько двуличным и смешным, что смотрится
как самопародия. Поэтому я невысоко оцениваю их шансы на власть.
|