Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

07.01.2013
Дарья Митина
Кого в Бейруте выберут?


После мирного, сонного Дамаска Бейрут производит впечатление ощетинившегося города, находящегося в состоянии войны, и начинаешь сомневаться,  где, собственно, идет гражданский конфликт,  -   в Сирии или в Ливане?...  Это при том, что масштабных военных действий не было со времени последней израильской агрессии 2006 года,   -    можно, конечно, обобщая, сказать, что в Ливане перманентно la guerrе de tous contre tous,   -  не ошибёшься.

Самое мирное и безопасное впечатление производят южные кварталы города, шиитско-палестинские,   -   они же самые бедные.  Три самых часто встречающихся портрета на улицах     -    ясное дело, Насралла,  почему-то Муса Садр едва ли не чаще Насраллы   -      видимо, "Амаль" в южных кварталах Бейрута отнюдь не менее популярен, чем Хизбалла (полное впечатление складывается, что Садр с того света куда-то баллотируется и ведет предвыборную кампанию), и Башар наш Асад.  Это, ясен пень, просирийские кварталы. Чем ближе к центру, тем больше танков (практически у всех дипломатических представительств и ведомств),  противотанковых ежей,  БТРов, блокпостов, вооруженные до зубов солдаты через каждые сто метров.  Выглядит это все внушительно, и только так поддерживается хрупкий мир.  Наши посольские говорят, что внутри анклавов достаточно спокойно, а вот на их границах искрит и постреливает.  Наше посольство, например, в квартале Мар Ильяс, как раз на стыке суннитского и шиитского районов, и там регулярно простреливается,   -  на посольских стенах мраморные таблички с фамилиями наших погибших дипломатов.
Такие меры безопасности вполне оправданы: "политики у нас долго не живут", как говорят сами ливанцы. Вот лишь несколько примеров последних лет:
6 октября 2004. Тяжело ранен бывший министр экономики Ливана Маруан Хамадэ.  
14 февраля 2005. Убит экс-премьер Ливана Рафик Харири. Тяжело ранены сопровождавшие его бывший министр экономики Базель Флейхан и депутат парламента Атеф Мадждалани.
3 июня 2005. Убит оппозиционный журналист Самир Касир, работавший в издании "Ан-Нахар".
21 июня 2005. Убит бывший генсек компартии Ливана Джордж Хауи.
12 июля 2005. Ранен вице-премьер ливанского правительства, министр обороны Ливана Элиас Мурр, зять президента Ливана Эмиля Лахуда. В результате взрыва погибли несколько человек.
25 сентября 2005. Покушение на независимую журналистку Мэю Чидиак, сотрудницу Lebanese Broadcasting Corporation (LBC). Она была тяжело ранена. Врачи ампутировали ногу и руку пострадавшей.
12 декабря 2005. В результате взрыва погиб депутат и главный редактор газеты "Ан-Нахар" Джибран Туайни, а также еще три человека.
21 ноября 2006. Убит министр промышленности, лидер партии фалангистов Пьер Жмайель, сын бывшего президента Ливана Амина Жмайеля.
13 июня 2007. Убит Валид Эйдо, председатель парламентской фракции антисирийской партии "Аль-Мустакбаль", которую возглавляет лидер ливанской оппозиции Саад Харири.
19 сентября 2007. Убит Анутан Ранем, депутат парламента от партии фалангистов.
12 декабря 2007. Убит начальник оперативного отдела армии Ливана бригадный генерал Франсуа аль-Хадж. Еще не менее пяти человек погибли, десятки людей ранены.
10 сентября 2008. В результате взрыва автомобиля погиб высокопоставленный активист просирийской партии, представитель друзской общины Ливана Шейх Салех Ариди.
Апрель 2012  -  покушение на лидера партии "Ливанские силы", христианина Самира Джааджаа. Снайпер, однако, промахнулся.
Буквально за неделю до нашего приезда, в начале декабря был убит один из лидеров алавитской партии Ливана Гассан Мааруф.
Около российского посольства дежурит БТР,   -    армейцы, вообще-то, нервно относятся к попыткам фотографировать себя и боевую технику, и Саиду Гафурову пришлось пустить в ход всё своё несокрушимое обаяние и весь свой вкрадчивый арабский, подкрепленные демонстрацией наших паспортов, чтобы мне разрешили таки сделать этот снимок:

Психоз этот будет поступательно возрастать до парламентских выборов, которые состоятся летом нынешнего года    -      наблюдатели говорят, что антисирийская прозападная коалиция "14 марта" в тяжелой борьбе с коалицией Хизбаллы "8 марта" будет пытаться взять реванш и снова из оппозиционной стать правящей (хотя в нынешнем парламенте блок Саада Харири и так контролирует 71 место в парламенте из 128).  Если это случится, то будет плохой новостью для Сирии, Ирана и в целом для антизападного блока    -   блок Харири обвиняют в тесном сотрудничестве не только с США и Израилем (в дружбе с последним особенно засветился лидер крайне правых христиан-фалангистов Самир Джааджаа), но и с саудовско-катарским блоком, исправно питающим сирийских боевиков деньгами и оружием.  Предложение Харири о создании буферной зоны с Сирией, якобы, в интересах беженцев, на самом деле, попытка обустроить рекреационные зоны и санатории для боевиков. 

Коммунисты на этих выборах, как и в прошлый раз, будут в блоке с Хизбаллой,  амалевцами спикера парламента Набиха Берри, маронитами популярнейшего Мишеля Ауна и Сулеймана Франжье с его "Марадой".   Влиятельный армянский Дашнакцутюн формально независим и не входит в блоки, но практически стопроцентно поддерживает нынешнее сирийское правительство.  За Башара и большинство курдов. 
Что будет с друзами, предсказать сложно, ибо Валид Джумблат, контролирующий три четверти друзской общины, способен перебегать из одного блока в другой в среднем раз в полгода), по последним данным он опять удрал к Харири, поливая Асада жидким дерьмом.  Другой влиятельный лидер друзов, Арслан (объединяющий примерно четверть всех друзов Ливана),  занимает проасадовскую позицию.  Недавно при попытке правительства лишить Арслана министерского статуса (он в нынешнем правительстве  министр без портфеля) его сторонники перекрыли дорожную трассу, парализовав движение по всей стране, и от Арслана отстали.

Как и в прошлые выборы, костяк коалиции "14 марта", помимо "аль-Мустакбаль" Саада Харири,  составят правые фалангисты-марониты  "Ливанские силы" Самира Джааджаа и "Катаиб" Жмайеля, так что с точки зрения партийных раскладов мало что поменяется.  Нынешний премьер-министр, суннит Наджиб Микати,  больше близок к Хизбалле, чем к своему единоверцу Харири.

Бродя по центру Бейрута, набрели на красивый домик в тихом дворике с садом, он мне так  понравился, что как-то не обратила я внимания, что он по периметру окружен вооруженными людьми...   Выясняется    -     занесло меня к дому Саада Харири.  Охрана разрешила сделать эти снимки и быстро-быстро уносить ноги.

Вообще поведение сторонников шиитского блока гораздо проще прогнозировать, чем действия суннитского населения    -   в Хизбалле и Амаль железная дисциплина и жесткая стратификация и иерархичность.   Кстати,  отдельные представители суннитского населения  склоняются именно к голосованию за Хизбаллу, так что совсем жесткой, стопроцентной корреляции, тут нет.  В последнее время блок Харири все сильнее тяготеет к тактическим союзам с самыми отмороженными салафитами, навроде шейха Ахмеда аль-Асира  из  Сайды,  заявившего о создании собственной вооруженной группировки вместе с салафитами из Триполи.

Как поведут себя 14 тысяч ливанских палестинцев, сказать трудно. Какой-то жесткой вертикали и сплоченности у них нет.  Наиболее радикальные из них пополняют ряды ливанских салафитов.  Из партий   -   большая часть палестинцев ориентируется на ХАМАС, чуть менее влиятелен ФАТХ.

В целом исход выборов сейчас вряд ли кто возьмется спрогнозировать. Наши дипломаты оценивают ситуацию как "50 на 50".

http://forum-msk.org/material/fpolitic/9718447.html

счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»