Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
 Институт прикладного востоковедения и африканистики



С. Гафуров, Д. Митина: Экзит-поллы в Индии

В политической жизни Индии, где 13 мая в Индии закончился трехнедельный марафон выборов в нижнюю палату парламента – Лок Сабху, наступило затишье. Начался подсчет голосов, который будет продолжаться до 16 мая. Тогда начнется «большой торг» за то, кто будет формировать правительство Индии на следующие пять лет.

Индийская избирательная система строится по однокруговому мажоритарному принципу: место в парламенте получает кандидат, победивший в своем округе хотя бы с минимальным преимуществом. Второй круг голосования не предусматривается, то есть бывают ситуации, когда кандидат становится депутатом, получив, скажем, менее 20% голосов в округе. В штатах с переходной экономикой, где классовые противоречия не развиты, а население наиболее забитое и отсталое, доминирует «голосование за идентичность», а не за политические взгляды, идеологию или экономическую политику, то есть голосование идет за того, с кем избиратель себя отождествляет, за представителя своей религии, своей касты, своей национальности.

В условиях однокруговой мажоритарной избирательной системы на выборах обычно возникает запутаннейший клубок, так как в разных округах различные доли населения принадлежат к той или иной этнической, социальной, кастовой или религиозной группе, каждый блок может выставлять спойлеров, поддерживать выдвижение независимых кандидатов - бывших членов противной партии и т.д.

Эти выборы крайне важны для двух господствующих сил в стране: правящего Индийского национального конгресса (ИНК), возглавляющего предвыборный альянс Объединенный Прогрессивный Союз (УПА), и "партии шафранового цвета" Бхаратия Джаната партии (БДжП), которая возглавляет Национальный Демократический Союз (НДА), правивший Индией с 1998 по 2004 годы.

Наиболее важным элементом, характерным для выборов 2009 года, явилось появление альтернативы ИНК и БДжП - "Третьего фронта", который образовали коммунисты и ряд крупных региональных партий. Фактически произошла заметная перегруппировка политических сил, отражающая долгосрочное снижение влияния как Конгресса, так и БДжП, хотя в 2004 году эти партии получили 48,6 процента голосов на двоих. На этих выборах сплоченных коалиций вокруг БДжП и Конгресса не наблюдается, а важным свойством Третьего фронта является то, что регионы, где те или иные его участники влиятельны, почти не пересекаются.

В таких крупных штатах, представленных большим количеством депутатов, как Керала, Андхра-Прадеш, Орисса, Тамил Наду и Западная Бенгалия Третий фронт является, безусловно, одной из доминирующих сил. Влиятельная «Партия неприкасаемых» - Бахуджан Самадж парти (БСП) формально не вошла в Третий фронт, но достигла с ними взаимопонимания, подписав единое «Коммюнике 9 партий».

Появился и «Четвертый фронт» - Раштрия джаната Дал, Самаджвади и ЛДП в Бихаре, Уттар-Прадеше и Джаркханде, дающих 134 из 543 мест в Лок Сабхе (80 в Уттар-Прадеше, 40 в Бихаре и 14 в Джаркханде) - из крупных региональных партий хиндуязычного пояса страны, потенциальных союзников ИНК, которым не удалось достичь с Конгрессом соглашения о предвыборном разделении избирательных участков и единых списках кандидатов. Четвертый фронт стремится стать доминирующим игроком в регионе и стать важным элементом для поддержки Правительства Конгресса или Третьего фронта в Дели.

Социалистическая (Самаджвади) партия в течение длительного времени была основным соперником ИНК в крупнейшем штате Индии - Уттар-Прадеше, и отношения между партиями были очень сложными, вплоть до того, что лидеров Самаджвади не пригласили на торжества по случаю победы 2004 года. Самаджвади, пытавшаяся вместе с коммунистами создать «третью силу» в общенациональной политике, а также известная своей крайней позицией в защите языка хинди в многоязычной Индии, проиграла выборы в Лок Сабху в Уттар-Прадеше ИНК, а в Законодательное собрание штата – БСП.

В 2008 году социалисты забыли прежние обиды и поддержали Правительство при голосовании доверия правительству, после отказа от его поддержки Левым фронтом. Но после очень сложных и напряженных консультаций по разделению избирательных участков в Уттар-Прадеше на выборах 2009 года партиям не удалось достичь соглашения. Как говорили руководители Самаджвади, «мы пришли, чтобы поддерживать Конгресс, не чтобы сдаться ему», и в итоге Самаджвади вошла в Четвертый фронт.

Центристский спектр политики Индии представлен целым рядом партий, обычно претендующих на выражение интересов отсталых слоев населения, образованных как самостоятельно (зачастую под конкретных политических лидеров), так и в результате многочисленных расколов Джаната дал. К ним относятся Джаната дал (секуляристская), Самаджвади партии (социалисты), Раштрия джаната дал, Биджу джаната дал, Бахуджан самадж парти – БСП (партия неприкасаемых, возглавляемая Главным Министром штата Уттар-Прадеш Кумари Майавати, не скрывающей стремления стать премьер-министром) и другие.

При этом большинство этих партий становится де-факто региональными, например Самаджвади и БСП - исключительно сильны в самом большом в Индии хиндуязычном штате Уттар-Прадеш, Раштрия Джаната Дал (РДД) и Джаната Дал (Ю) в некогда втором по размеру штате Бихаре, Джаната Дал (с) - на юге страны в Карнатаке и так далее.

Кроме того, существует также значительное число региональных партий различной социальной ориентации: АИАДМК и ДМК (Тамил Наду), Широмани акали дал (Пенджаб), Телугу десам парти (Андхра-Прадеш), Национальная конференция (Джамму и Кашмир).

Сейчас все анализируют экзит-поллы, наиболее представительными из которых считаются три опроса избирателей, организованных телевизионными компаниями. Их данные расходятся не очень сильно. Предварительные выводы свидетельствуют о том, что Конгресс и его союзники добились значительных успехов в Махараштре, Раджастхане, Ориссе, Керале и Западной Бенгалии. В БДжП и ее союзники добились успехов в Бихаре и Джаркханде, сохраняя при этом поддержку в штатах Мадхья-Прадеш и Чхаттисгарх.

В целом, результаты экзит-поллов отражают острое соперничество между Объединенным прогрессивным союзом и Национальным демократическим союзом. Третий фронт и Четвертый фронт вполне могут оказаться делателями королей.

Конгресс очевидно имеет небольшое преимущество над Бхаратия джаната парти и ее союзниками. Об этом свидетельствуют данные все трех опросов, а Третий фронт получит более 100 голосов из 543 в Лок Сабхе.

Опрос телеканала Star-Nielsen показывает, что ИНК получит около 155 мест, а УПА в общей сложности около 199 мест. НДА может рассчитывать на 196 мест, из которых БДжП, по прогнозам, получит 153 места. Третьему фронту и его формально не входящему в блок союзнику БСП остается около 100 мест, из которых 28 получит БСП, а 25 – Коммунистическая партия Индии (марксистская). Четвертый фронт, по прогнозам, получат 36 мест (Самаджвади - 26, Раштрия Джаната Дал - 8 и ЛДП -2).

Согласно прогнозу CNN-IBN ожидается «фотофиниш»: Конгресс получит от 145 до 160 мест, а вместе с союзниками от 185 до 205 мест. Представительство БДжП согласно CNN-IBN будет в диапазоне 135-150 мест и 165-185 мест включая союзников. Третий фронт получит 110-130 мест (30-40 мест уйдут Левому блоку) 25-35 мест получит БСП, победившая в крупнейшем штате Индии Уттар-Прадеш. Четвертый фронт может получить 25-35 мест, в то время как остальным партиям достанется 20-30 мест.

Наконец, India TV-C опросы избирателей выхода прогнозы дают УПА 189-201 мест (Конгрессу 149-155). НДА получит от 183 до 195 мест. Третий фронт (с БСП), как прогнозируется, получит от 105 до 121 мест.


Мажоритарная избирательная система Индии стимулирует создание сильных политических блоков в регионах, которые могут добиваться успехов на этапе выдвижения кандидатов, но после выборов все начинается с чистого листа. Для депутатов принадлежность к тому или иному блоку является исключительно вопросом политической выгодности сделки - индийская политическая традиция и законодательство, не допускающее императивный мандат, не возражают против перехода на противоположную сторону в самый решающий момент политической баталии. Так как и НДА, и УПА включают в себя большое число региональных партий, сильных только в своих регионах, то в результате выборов может стать массовый переход региональных, да и партий, имеющих статус национальных, партий на федеральном уровне из своего блока к противникам.
Следует иметь в виду, что экзит-поллы в Индии обычно в общем-то не очень точны, что связано не с предвзятостью проводящих их организаций, а с тем, что победу того или иного кандидата очень часто определяют мизерные проценты голосов. Вполне верить им нельзя. Однако общий вывод пока напрашивается такой: существующее положение вещей, вернее всего, сохранится. Правительство вновь сформирует Индийский национальный конгресс, которому придется поступиться частью своих полномочий с партиями Четвертого и, вероятно, Третьего фронтов. Дело в том, что правительство Национального демократического альянса, руководившее страной с 1998 по 2004 годы, оппозицией воспринималась как угроза демократии в стране, опасность перехода к авторитарному, насильственному, бонапартистскому, опирающемуся на массовые силовые движения средних слоев и деклассированных элементов режиму. Фактически все политические силы страны (кроме, разумеется, БДжП) готовы на любые сделки, чтобы не допустить возвращения к власти НДА.

Что ж, до 16 мая осталось немного. Мы будем держать вас в курсе событий..

Новые хроники.
15.05.2009