16.04.2008
novchronic.ru
|
Дарья Митина:
Справа от Мао, слева от Китая
В начале апреля в нигерийской столице Абудже прошел очередной
оргкомитет Всемирного Социального Форума - непосвященная российская
публика если что об этих форумах и знает, то исключительно по
телевизионным картинкам, демонстрирующим драки с полицией каких-то
непонятных молодых людей, неграмотно именуемых в СМИ "антиглобалистами".
Всемирный Социальный Форум, изначально задумывавшийся как Анти-Давос и
прошедший впервые в 2001 году в бразильском городе Порту-Алегри под
лозунгом "Другой мир возможен" (лозунг отражает смысл альтерглобализма,
провозгласившего борьбу за другую глобализацию, без империалистической
эксплуатации) имеет недолгую, но богатую историю, насыщенную событиями
и символами, и представляет собой ежегодный съезд социальных и
гражданских движений и активистов различных левых и альтерглобалистских
организаций. Достаточно сказать, что если первый Всемирный Соцфорум
собрал 10 тысяч участников, то в прошлом году количество участников
перевалило за 100 тысяч. Движение моментально стало массовым, и с 2001
года делегации России и стран СНГ регулярно принимали участие в
европейских социальных форумах в Генуе, Флоренции, Париже, Лондоне,
Афинах, а в странах с сильными традициями социального протеста
организуются национальные Соцфорумы.
В России наиболее ярким проявлением форумного движения стал
"контр-саммит" на питерском стадионе им. Кирова, проходивший в пику
саммиту "большой восьмерки" в 2006 году. Стоило мне в Абудже в
разговоре с любым членом оргкомитета ВСФ заговорить о
контр-саммите-2006 в Питере, мой собеседник (будь он хоть французом,
хоть непальцем, хоть жителем Кот-д-Ивуара) сразу громко и чётко
артикулировал по-русски: "О, ста-ди-он и-ме-ни Ки-ра-ва!!"
В 2009 году ВСФ пройдет в бразильском городе Белем, в бассейне далекой
Амазонки - именно этому, а также подготовке Европейского Соцфорума в
шведском Мальмё в сентябре этого года была посвящена встреча в Абудже.
Ход обсуждения и дискуссий в нигерийской столице выявил проявившееся с
первых дней существования форумного движения противоречие - его
почтенные основатели, в основном бразильские лидеры и представители
старушки-Европы выступают за неукоснительное соблюдение манифеста
Соцфорумов - Хартии Порту-Алегри-2001 - положа руку на сердце, довольно
беззубого документа, ограничивающего круг участников движения лишь
социальными активистами, выступающими за права человека, устойчивое
развитие, защиту образования и окружающей среды. При этом с каждым
годом Форум все больше радикализируется, вовлекая сотни новых
организаций и движений.
Чем глубже форумное движение проникает в страны третьего мира, тем
сильнее политизируется повестка дня, тем отчетливее призывы к
организованному сопротивлению капиталистической эксплуатации, насилию и
наиболее уродливым проявлениям глобализации. Если на Всемирном
Соцфоруме в индийском в Мумбае в 2004 году российским
делегатам-троцкистам запретили распространять троцкистскую литературу и
плакаты (дескать, не соответствует духу и букве Соцфорума), то на
Европейском Соцфоруме в 2006 году в Афинах стерильные социальные
движения и профсоюзы уже сами были в явном меньшинстве, значительно
уступая пестроте анархистских, троцкистских, сталинистских, маоистских
лозунгов и знамен. В Абудже задавали тон представители африканских
организаций и движений, возникших на волне национально-освободительного
движения и выдвигающих радикально-протестные, эгалитаристские лозунги,
перехватив инициативу у традиционного "форумного истеблишмента".
Особенность африканских социальных движений - их стихийная
политизированность, когда каждое общество домохозяек или дворовый
комитет за чистоту улиц моментально превращается в радикальных борцов
за социальную справедливость и глобальное (а точнее,
"альтерглобальное") переустройство мира. Мне запомнился ожесточенный,
на повышенных тонах спор делегата из Конго с патриархом форумного
движения, белобородым бразильцем Чико Уитакером о том, нужно ли
обсуждать в Белеме тактику организации уличного сопротивления...
Из печальных лично для меня вещей - резко антикитайские настроения
мировой левой. И дело тут отнюдь не только и не столько в Тибете, хотя
события в Тибете, конечно, изрядно подлили бензина - левые авторитеты
посмотрели на меня с явным непониманием, когда я отказалась подписать
петицию протеста против политики Китая в Тибете, кроме меня отказался
подписывать только пакистанец. Китайские коммунисты вообще не участвуют
в левом форумном движении (не царское это дело?), игнорируют процесс,
никуда не ездят и ведут себя крайне высокомерно.
Это вообще стиль китайской политики - в любой стране китайцы
предпочитают общаться не с левыми и не с правыми, а с партией власти.
Ежегодно мотаясь в Китай, Зюганов потратил полтора десятка лет на то,
чтобы раскрутить КПК на подписание договора о сотрудничестве с КПРФ (в
90-х такой договор у китайских коммунистов был подписан только с
партией "Наш дом - Россия", а позже - с "Единой Россией").
В неприятии государственной политики Китая и, например, Белоруссии
отцы-основатели форумного движения, к сожалению, смыкаются с
либералами, что, с моей точки зрения, льёт воду на мельницу
американского Госдепа, умело и последовательно разжигающего
антикитайские настроения по всему миру, удесятерившего свои усилия
сегодня, в преддверии пекинской Олимпиады. На днях с призывом
бойкотировать пекинскую Олимпиаду выступил завсегдатай Всемирных
Соцфорумов, знаменитый южноафриканский священник, борец с апартеидом и
Нобелевский лауреат Десмонд Туту...
Результат такой пропаганды не заставил себя ждать - африканцы
причисляют китайцев к империалистам наравне с другими акулами, и
переломить это отношение будет очень трудно... На меня произвело
большое впечатление любопытное творчество народного конголезского
художника, пользующегося бешеным успехом в черной Африке,
экспонировавшееся в зале пленарных заседаний оргкомитета. На картине
несчастный простой африканец лезет на дерево: внизу на берегу его
караулит оскалившийся лев - Соединенные Штаты Америки, в реке его
поджидает зубастая пасть огромного крокодила с надписью на спине
"Европейский Союз", а сверху с дерева в предвкушении свежатинки
свесились две огромные ядовитые змеи, на одной написано "Китай", на
другой - "Южноафриканская Республика". К сожалению, глобалистская
пропаганда с эпицентром в Вашингтоне сделала своё дело...
Следует признать, что напор и энергия делегатов из стран третьего мира
принесла очевидные плоды - вопреки глухому сопротивлению европейских
умеренных левых, январская встреча в Белеме пройдет под довольно
смелыми, ранее не выдвигавшимися лозунгами, а список конференций и
семинаров значительно расширен за счет включения чисто политических
сюжетов и тем. Стерильные, выхолощенные дискуссии ни о чём уже не
удовлетворяют представителей глобального сопротивления, имеющих
реальный, подчас весьма жестокий опыт борьбы за свои права. В кулуарах
дискуссий было умилительно приятно наблюдать смеющихся и оживленно
болтающих, скажем, индийцев, непальца и пакистанцев - этакая модель
согласия... По контрасту вспомнилось, как у нас на мероприятиях СНГ
принято максимально рассаживать по разным углам и чуть ли не в разных
отелях селить армян и азербайджанцев....
Поразило, насколько сочувственно и благожелательно идеи Соцфорума
воспринимаются абсолютно различными собеседниками в Абудже - от уличных
рабочих, с интересом общавшихся с заседавшими в дорогом отеле вождями
мировой левой, до главы католической миссии в Нигерии, подвозившего
меня из столичного аэропорта в город.
Посланец Ватикана - сухопарый прелат с изможденно-аскетическим лицом,
работающий в Абудже, а до этого в Лагосе, уже 7 лет - аж подпрыгнул в
кожаном кресле, когда я гордо сказала, что представляю "авангард
российского коммунистического движения". Глаза его наполнились влагой,
и он стал вспоминать, как в 80-е годы, при Брежневе, был в Москве "на
Олимпиаде" и увез самые теплые воспоминания, на что я дипломатично
заметила, что наша воронья слободка с тех пор сильно изменилась.
Святой отец стал задавать очень комплиментарные вопросы о российском
комдвижении, и поначалу я решила, что это дипломатическая дань
вежливости. Отвечала как-то обтекаемо - сработал с молоком матери
впитанный инстинкт, что врагам вредно сильно много знать о нашей
деятельности. Однако когда католический начальник стал спрашивать о
разногласиях между Зюгановым и Тюлькиным, о разборках с Глазьевым, о
судьбе Анпилова, о количестве троцкистов и так далее, я, признаться,
была поражена степенью его осведомленности. Воистину, Ватикан не
дремлет....
Прощаясь, отец Клаудио сказал: "А вообще, конечно, за коммунизмом будущее... Просто это не все пока понимают...."
16.04.2008
novchronic.ru
|
|