Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
 Институт прикладного востоковедения и африканистики


С.Гафуров, Д.Митина

Голосование за идентичность или три победы Сони Ганди после одиннадцати поражений


28.02.2009
Состоявшиеся в ноябре минувшего года выборы в Законодательные Собрания пяти штатов и Национального столичного округа Дели (из них четыре образования входят в состав так называемого хиндуязычного пояса Индии) многие специалисты рассматривали как "полуфинал" предстоящих весной 2009 года общенациональных выборов в Лок Сабху - нижнюю палату индийского парламента.

В результате реванша на выборах 2004 года индийское национальное правительство сформировано самой мощной политической организацией страны - партией Индийский национальный конгресс и ее союзниками по Объединенному прогрессивному союзу (УПА). ИНК во главе с Соней Ганди, вдовой сына Индиры Ганди - Раджива, удалось одолеть главных противников - националистов из Национального Демократического Союза (НДА), возглавляемых полуфашистской индуистско-шовинистической партией Бхаратия Джаната Парти. Вместе с главными союзниками ИНК удалось получить 219 мест в парламенте, союзу БДП с ее региональными союзниками - 188.

Лидер ИНК Соня Ганди от кресла премьера отказалась. Вместо нее этот пост занял Манмохан Сингх. Но сформировать правительство в 2004 году ИНК удалось лишь при поддержке партий Левого фронта - объединения индийских коммунистических партий, контролировавших 64 места из 545. Осенью 2008 года недовольный социально-экономической политикой правительства и особенно ядерной сделкой с США Левый фронт отказал правительству в поддержке. Правительство М.Сингха было готово к этому, фактически оно намеренно спровоцировало вотум недоверия себе, так как к этому моменту сумело договориться о поддержке с социалистами из партии Самаджвади, у которых было 39 мест.

Социалистическая (Самаджвади) партия в течение длительного времени была основным соперником ИНК в крупнейшем штате Индии - Уттар-Прадеше, и отношения между партиями были очень сложными, вплоть до того, что лидеров Самаджвади не пригласили на торжества по случаю победы 2004 года. Самаджвади, пытавшаяся вместе с коммунистами создать "третью силу" в общенациональной политике, а также известная своей крайней позицией в защите языка хинди в многоязычной Индии, проиграла выборы в Уттар-Прадеше ИНК. Но в 2008 году, учитывая свою последовательную позицию защиты демократических прав и свобод, что автоматически ставило во главу угла борьбу с БДП, социалисты забыли прежние обиды и поддержали Правительство. В настоящее время между партиями идут очень сложные и напряженные консультации по соглашению о разделении избирательных участков в Уттар-Прадеше на выборах 2009 году. Как говорят руководители Самаджвади, "мы пришли, чтобы поддерживать Конгресс, не чтобы сдаться ему". Соглашение, вернее всего, будет достигнуто, но какой ценой, кто пойдет на уступки, пока не ясно.

После выборов 2004 года сложилась тенденция, когда оппозиционные силы стали побеждать на выборах в законодательные собрания штатов. Из 16 штатов, в которых проходили выборы в 2004-2008 годах, УПА проиграла 11, причем большинство из них - это поражения Конгресса, а не его союзников. НДА, однако, сформировала правительства только в 5 штатах, но этот блок политически и организационно усилился в своих цитаделях.

Теперь же в УПА царит радостное настроение, потому что эти четыре победы последовали за цепью из 11 поражений на выборах в законодательные собрания штатов. На выборах в законодательные собрания штатов в ноябре 2008 года Конгресс победил оппозицию со счетом 4:2, сохранив за собой Дели и вернув Раджастхан и Мизорам, БДП удалось остаться у власти в Чхаттисгархе и Мадхья-Прадеше. В Джамму и Кашмире ИНК становится главным союзником по коалиции, позволяющим сформировать правительство Фаруку Абдулле.
Сколько авторы себя помнят, на всех съездах и конференциях всех партий Левого фронта обсуждался вопрос о причинах утраты коммунистами влияния в "хиндуязычных" штатах, принимались меры по решению этой проблемы. Она рассматривается коммунистами как первоочередная, но, как видим, ее решение остается далеким. Между тем, различные левоцентристские и социалистические движения, традиционно сильные в "поясе хинди", очевидно, теряют свое влияние, в Уттар-Прадеше Самаджвади уступила представляющей, главным образом, интересы неприкасаемых Бахуджан Самадж Партии (БСП), в Бихаре Раштрия Джаната Дал проиграла БДП. На этих выборах социалистические и левоцентристские силы, за исключением БСП, также не смогли ничего показать.

Многие специалисты по политической науке считают, что в этих штатах, где классовые противоречия не развиты, а население наиболее забитое и отсталое, доминирует "голосование за идентичность", а не за политические взгляды, идеологию или экономическую политику, то есть голосование идет за представителя того, с кем избиратель себя отождествляет, за представителя своей религии, своей касты, своей национальности. В условиях однокруговой мажоритарной избирательной системы это приводит к запутаннейшему клубку, так как в разных округах различные доли населения принадлежат к той или иной группе, каждый блок может выставлять спойлеров, поддерживать выдвижение независимых кандидатов - бывших членов противной партии и т.д. Например, в Бихаре на последних выборах бывший Председатель правительства штата от левоцентристской Раштрия Джаната Дал и нынешний Министр железнодорожного транспорта центрального правительства "индийский Жириновский" Лалу Ядав пошел на соглашение о разделе округов с КПИ(м), но отказался представлять места для КПИ в связи с тем, что в Бихаре КПИ исторически пользовалась поддержкой определенных слоев высших каст - браминов, тогда как РДД, поддерживаемая низшими кастами - джатами и ядавами - считала, что выдвижение депутатов КПИ отберет голоса у БДП.

К числу сенсаций наблюдатели относят результаты выборов в Дели. Еще за два дня до окончания подсчета голосов Генеральный секретарь БДП Рави Шанкар Прассад уверенно заявил на пресс-конференции, что наихудший возможный результат для партии в хиндуязычных штатах - Чхаттисгархе, Мадхья-Прадеша, Раджастхана и Дели - будет 3-1 в пользу БДП, так как в Мизораме НДА не надеялся на победу. В Дели ИНК получила 42 места, а БДП 23 из 70. Одновременно в ассамблею были избраны две партии, в которых доминируют неприкасаемые. Бахуджан Самадж Парти получила два места, а Лок Джанашакти Парти (член НДА) - одно. 42% голосов отошло Конгрессу, 35% - БДП и 14% - БСП.
Полтора года назад на выборах муниципальных советников Дели БДП разгромила своих разрозненных соперников, что давало ей уверенность в победе и на этих выборах, но в этот раз все вышло по иному. Шок от поражения в Дели усиливался тем, что руководство БДП считало результат нынешних выборов показателем, определяющим результаты предстоящих выборов в Лок Сабху.

Конечно, победа ИНК в Дели была в значительной степени результатом личного обаяния Главного министра - очаровательнейшей старушки Шейлы Дикшит, выигравшей уже двое выборов подряд. БДП ожидала, что ее предвыборная риторика относительно вопросов национальной безопасности и недостатков национального Правительства ИНК в этой области окажет максимальное влияние именно в столице - в Дели. Массовые выступления в Дели 29 ноября по поводу террористической атаки на Мумбаи рассматривались как доказательство неизбежного успеха кампании НДА. "Торговали-веселились", но подсчет голосов показал, что люди поддержали Шейлу Дикшит и ее деятельность на посту Главы правительства территории. Внешнеполитическая повестка дня БДП, построенная на ура-патриотизме, угрозе терроризма и левого повстанческого движения для национальной безопасности, обвинениях и угрозах в адрес Пакистана, и нападок на привилегии для меньшинств, была отвергнута большинством избирателей. Дели - город-штат. В нем очень сложная социальная структура. Прошедшее изменение границ избирательных участков изменила кастовые, религиозные и социальные приоритеты избирателей, и политика ИНК по привлечению каст и сообществ оказалась более эффективной, чем у БДП, которая проиграла по всем основным направлениям. Например, Конгресс управлял голосами пенджабских переселенцев настолько хорошо, что все четыре кандидата союзника БДП сикхско-пенджабской партии Широмани Акали Дал проиграли сторонникам ИНК, несмотря на сикхское большинство в своих избирательных округах. Кроме того, позицию БДП ухудшало большое число раскольников, которым партия не предоставила избирательных участков. Надо заметить, что на момент начала отбора кандидатов на семьдесят участков у БДП было 4000 кандидатов. Избирательные опросы показывают, что высшие сословия и средний класс голосовали за Конгресс, отвергнув риторику БДП.

Традиционно партия неприкасаемых - БСП, теперь стремящаяся включить в свои списки представителей разных каст, получила более 14% голосов. Партия демонстрирует устойчивый рост. В 1998 году она получила 3,6% голосов, в 2003 - 9% и приблизительно 10% на выборах муниципальных советников. Популярность партии очевидно возрастает, но пока существующая избирательная система дала ей только 2 места в ассамблее. Ходят слухи, что причиной этого были неожиданные изменения в списках кандидатов, направленные на поддержку Шейлы Дикшит. Никто не знает достоверно, что происходит за кулисами индийской политики.Конгресс преуспел в районе трущоб - Восточном Дели, где живут мигранты, особенно из Уттар-Прадеша и Бихара. Низшие касты, имеющие специальные электоральные привилегии, против которых выступает БДП, составляют здесь четверть населения. БСП получила много голосов, но это не помешало Конгрессу победить, что дает ИНК основания надеяться на голоса угнетенных каст на предстоящих выборах и в Лок Сабху.

В Раджастхане голосование было по существу против режима главного министра штата Васундрхара Раджа и правительства БДП, чье представительство в Законодательной ассамблее сократилось со 120 депутатов на выборах 2003 года до 78. Число депутатов от Конгресса увеличилось с 56 до 96, а БСП с двух до шести. Вместе с тем, опросы показывают, что избиратели, отказавшие в доверии БДП, перешли не к Конгрессу, а к третьим партиям и независимым кандидатам. Доля голосов за кандидатов Конгресса повысилась незначительно - от 35,6:% до 36%, доля БДП уменьшилась до 34% по сравнению с 39,2 % в 2003 году. Большая часть независимых победила самостоятельно, не вступая в союзы ни с кем. Они боролись друг против друга на большинстве участков и все же побеждали официальных кандидатов Конгресса и БДП или их союзников. Если эта тенденция продолжится, для третьего фронта или партий и кандидатов, представляющих третью силу, откроется возможность стать влиятельной силой в штате в не слишком отдаленном будущем. Четырнадцать независимых кандидатов победили, большинство из них раскольники из БДП и ИНК. Имевшая в предыдущем созыве одного депутата Коммунистическая партия Индии (марксистская) выполнила свой предвыборный лозунг "Эк се анек" (от одного до многих), выиграв три места, БСП получила шесть. Социалистическая Самаджвади впервые пробилась в Законодательное собрание, получив одно место.

В индийской политике есть специальный термин БИМАРУ (Бихар, Мадхья-Прадеш, Раджастхан и Уттар-Прадеш - наиболее отсталые штаты). Мы видим, что в них левоцентристские, социалистические партии и Левый фронт могут стать все более заметными. Именно благодаря их усилиям удалось поставить в центр избирательной кампании реальные проблемы трудового населения и обездоленных, не допустить усиления коммуналистских настроений и истерии по поводу террористического нападения в Мумбаи.НДА выиграл Мадхья-Прадеш только потому, что сдержанный глава правительства Шиврадж Сингх Шаухан - представитель умеренного крыла БДП - отказался от шовинистической, основанной на угрозе террора риторики и концентрировался на вопросах электрификации, водоснабжения и строительства дорог. Приблизительно в 15 округах Мадхья-Прадеша успех НДА был порожден расколом его противников на сторонников БСП и ИНК.

Победа БДП в Мадхья-Прадеше была очевидным результатом отсутствия реальной альтернативы правительству Шивраджа Сингха Чаухана. Деятельность БСП и отколовшейся от БДП партии Бхаратия Джан Шакти бывшего Главного министра Умы Бхарати также помог БДП одержать вверх над Конгрессом. ИНК в нищем и депрессивном Мадхья-Прадеше раздирается фракционными склоками и не в состоянии выступить в качестве единой силы. Тем не менее, Конгресс увеличил число депутатов до 71 с 38 в 2003 году. Доля проголосовавших за ИНК также выросла с 31,6% до 35%. Но этого было недостаточно, чтобы победить БДП, которая, сохранив 42 % голосов, выиграла 143 места, на 30 меньше чем в 2003 году. БСП, набрав 11% голосов, получила 7 мест, при этом как минимум на 24 участках наличие кандидатов от БСП привело к поражению конгрессистов.Мадхья-Прадеш голосовал 27 ноября, как раз когда антитеррористическая операция в Мумбаи шла полным ходом в гостиницах Тадж Махал и Оберой. Мадхья-Прадеш граничит с Махараштрой, а город Индаур называют мини-Мумбаи. Несомненно, частично события в Мумбаи сыграли в пользу БДП.

Выборы в Чхаттсигархе практически полностью повторили картину выборов 2003 года. Те же 50 депутатов из 90 от БДП, ИНК получил 38 мест по сравнению с 37, БСП - два. В штате фактически идет гражданская война, маоистские повстанцы контролируют значительные территории, организованные БДП помещичьи и кулацкие отряды самообороны Салва Джудум расстреливают повстанцев без суда и следствия. Штат является одним из беднейших, и основным вопросом в кампании были субсидии на рис для беднейших слоев населения и другие популистские меры.Коммунисты из КПИ и КПИ (м) выдвинули большое количество кандидатов, но не смогли провести своих депутатов. Пока же точно настроенная и отрегулированная организационная машина БДП, усиленная прямым террором, продолжает господствовать в объятом страхом Чхаттисгархе.

В Мизораме ИНК получил огромное преимущество и вернулся к власти после 10 лет пребывания в оппозиции, но Мизорам слишком маленький штат, дающий лишь одного депутата из 545 в Лок Сабхе.

На этих выборах действовавшая в союзе с партиями Левого фронта БСП не смогла стать "делателем королей", как она обещала перед выборами, но получила заметные фракции в четырех штатах. В Дели ей впервые в истории удалось получить два места, в Раджастхане и Мадхья-Прадеше увеличила свое представительство с двух депутатов до шести и с двух и до восьми соответственно, сохранив двух депутатов и в Законодательной ассамблее Чхаттисгарха.

В Джамму и Кашмире ситуация несколько иная. Для этого штата конкретное распределение мест не так важно, как резко увеличившаяся доля принявших участие в голосовании, потому что ведущие борьбу за отделение от Индии организации Хуррият и другие призвали к бойкоту выборов. Важными факторами, повлиявшими на высокую явку избирателей, были практически сошедшее на нет вооруженное насилие (организации типа Лашкар-э-Таиба и Джамиат уль Муджахеддин, имеющие до тысячи вооруженных боевиков, отказались от тактики террора на время выборов) и очень большое количество кандидатов, вплоть до 27 на одном участке, что давало каждому жителю проголосовать за своего. Многие считают, что массовая кампания различных партий и независимых кандидатов с агитацией разными силами "от двери к двери" была спроектирована проправительственными агентствами. "Мягкая сила" индийского политического истеблишмента сыграла решающую роль. Такие относительно небольшие партии как Передовой Блок, Самата парти и Лок Джанашакти, которые никогда не были представлены в долине Кашмира, выдвинули кандидатов с разумными шансами и достаточно хорошо финансируемыми кампаниями. Существуют устойчивые слухи о том, что мирный характер выборов был результатом закулисного соглашения между Индией и Пакистаном. Индийский истеблишмент дал понять, что готов принять лидеров сепаратистов как кандидатов на выборах в Лок Сабху в 2009 году и дать им шанс нанести поражения кандидатам основных партий - Национальная Конференция и Народная Демократическая партия. По мнению представителей индийских силовых ведомств, если бы объединенному фронту мусульманин - сепаратистов разрешили выиграть места, которые они должны выиграть, у них, в соответствии с большинством оценок, будет приблизительно 13-14 мест. Это вполне приемлемо для правящих кругов Индии и позволит сепаратистам войти в состав политического истеблишмента. Конечно, пряников всегда не хватает для всех, но это был бы хороший компромисс.

Главная социально-политическая проблема Индии - это конфликт между росшим до недавнего времени европеизированным средним классом с растущей обидой тех, кого туда не пустили. Индийская буржуазная пресса использует термин "Классовая месть". Приписывать результаты выборов только экономическим факторам было бы, однако, некоторым упрощением. Касты, религиозно-общинная рознь, союзы с мелкими политическими группами, враждебность против тех, кто уже находится у власти и местные проблемы - все играло роль. Но было бы ошибкой и недооценивать роль недовольства экономическим положением. СМИ распространяет полуправду об имевшем место быстром росте экономики Индии, о создаваемых рабочих местах и т.д. Однако обычно забывается, что эти изменения еще не затронули большую часть населения (точнее, они затронули большинство приблизительно в том же духе, что и подобные "рыночные реформы" в России). Вся отрасль высоких технологий нанимает менее миллиона человек при том, что 40 миллионов зарегистрированы как безработные. Рост экономики совершенно недостаточен для того, чтобы избавить от нищеты сотни миллионов.

Реформы вроде приватизации государственных предприятий или допущение большого числа иностранных инвесторов все еще не помогли сельскому хозяйству, в котором занято около двух третей населения (зато эти реформы "помогли" уволить рабочих приватизированных фабрик и оставили мелких крестьян беззащитными против конкуренции с крупнейшими сельскохозяйственными фирмами США, получающими субсидии от властей). Именно поэтому фашистские и полуфашистские концепции оказались востребованными значительной частью индийского правящего класса. Развитие общественной мысли в Европе после Второй мировой войны фактически исключило фашизм из списков предметов позитивного, научного рассмотрения. Вместо изучения этого феномена ученые-гуманитарии занялись его осуждением с благородной целью недопущения его возвращения в любой форме. Термин "фашизм" стал словом оскорбительным, что препятствует его изучению, а, следовательно, и борьбе с возрождением признаков фашизма под новыми лозунгами. Общность черт, присущих фашизма как политическому течению, не исключает существования различных его форм. Важнейшие отличительные черты фашизма - это применение крайних форм насилия для подавления недовольных существующими порядками, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни граждан, разветвленные связи с достаточно значительной частью населения, не относящейся к правящим классам, способность путём националистической и социальной демагогии мобилизовать и политически активизировать её в интересах существующего режима. Все эти характеристики имеются у БДП и ее сестринских организаций, имеющих свои штурмовые отряды - военизированные подразделения, таких как Вишва Хинду Паришад (ВХП, Всемирный совет индусов), Раштрия Свайамсевак Сангх (Союз добровольных служителей нации) и других.

Фашистский режим приходит к власти на плечах массового движения разоряющейся в условиях кризиса мелкой буржуазии, крестьянства и люмпен-пролетариата, хотя после прихода к власти массовая база фашистов начинает быстро размываться - мы это видели во время правления БДП. В центре ее идеологии - идеи военного противостояния с соседями, расового неравенства, "классовой гармонии" (теория "народного сообщества" и "корпоративности"), вождизма ("принцип фюрерства"), всевластия государственной машины (теория "тотального государства"). Это типичная внешняя политика фашизма - попытка решить внутренние проблемы за счет развязывания международной напряженности и агрессии.Все эти характеристики в полной мере относятся к БДП, ее массовым военизированным организациям и некоторым региональным союзникам БДП, таким, как Шив Сена в Махараштре.

Необходимость для правящих слоев использовать фашистские методы управления в Индии складывалась в результате аграрного кризиса, вызванного переходом от аграрно-индустриальной модели развития сельского хозяйства к индустриальной, когда развитие экономики выбрасывает миллионы крестьян или фермеров в город, не обеспечивая их достаточным количеством рабочих мест, что создает огромную армию люмпен-пролетариата - питательной среды для фашистских режимов.В современных условиях индийские фашистские силы, естественно, принимают новое обличье, стремясь отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. В условиях обострения кризиса неофашисты широко применяют стратегию напряжённости, организуя террористические и другие подрывные акции. Основная цель этой стратегии в том, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление полной неспособности демократически ориентированных парламентских правительств обеспечить общественный порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия "легальных" неофашистов.

Индию называют демократическим государством, "самой большой демократией в мире". С этим можно согласиться: ведь в этой стране правительства всегда сменяли друг друга в результате свободных выборов. Но сами по себе инструменты демократии не предотвратили приход к власти ни Гитлера, ни Муссолини. ИНК, индийские социалисты, левоцентристы и коммунисты осознали тот непреложный факт, что важнейшая преграда фашизму - создание сплочённого фронта демократических сил. И нынешние выборы показали, что возврат к власти БДП не исключен. Достаточно вспомнить, что БДП одержала блестящие победы на выборах в законодательные собрания в Мадхья-Прадеше и Раджастхане в 2003 году, однако потерпела сокрушительное поражение несколько месяцев спустя на национальных выборах. Сейчас ситуация может качнуться и в обратную сторону... Кризис оказывает непредсказуемое влияние.

http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=548979&soch=1

счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»