Без сомнений,
Китай и Россия – две крупные страны в мировой политической и
экономической структурах, их нельзя оставить без внимания. Кроме того,
что они являются соседями, КНР и РФ имеют много общего: в свое время
страны шли по пути плановой экономики социализма; Китай и Россия
находятся в процессе перехода к рыночной экономике, стали странами с
развивающейся рыночной экономикой; государства являются членами БРИКС; и
КНР, и РФ призывают к реформированию международной валютной системы
после кризиса, а также к созданию и защите многополярного мира в
глобальном управлении.
Страны также сталкиваются с некоторыми
общими проблемами и вызовами: и Китаю, и России необходимо сдерживать
раскольническую деятельность внутри страны, и развитие «трех сил»;
государства также надеются улучшить свое положение в международном
разделении труда, прикладывают усилия для преодоления возможных
«ловушек», и для строительства модернизированного государства.
Китайско-российские
отношения начали улучшаться еще в первый срок президентства Бориса
Ельцина, тогда же были установлены отношения стратегического
партнерства. В эпоху Владимира Путина, хотя мощь РФ благодаря нефти и
усилилась, двусторонние связи не претерпели каких-либо изменений. Сейчас
во время президентства Дмитрия Медведева, в условиях борьбы с кризисом,
сталкиваясь с западными странами, которые враждебно относятся к Китаю и
недооценивают Россию, КНР и РФ поддерживают друг друга по важным
международным вопросам, согласовывают свои позиции, в полной мере
показывают прочные двусторонние отношения сотрудничества.
В
точности, как сказал председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе
государственного визита в РФ: подписанный 10 лет назад «Договор о
добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией» утвердил
мирную концепцию китайско-российской дружбы на века, установил образец
новых межгосударственных отношений после Холодной войны, основанных на
взаимодоверии, сотрудничестве и выигрыше. На протяжении 10 лет стороны
добились эффективной координации и согласования позиций в политическом
взаимодоверии, практическом экономическом сотрудничестве, развитии
культурных обменов, международных и региональных делах.
Такие
отношения дружбы и добрососедства не только благоприятно сказываются на
развитии и возрождении двух стран, но и продвигают процесс
многополярности мира. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что
китайско-российские отношения развиваются несбалансированно. Начиная с
вопросов, связанных с нефтепроводом, и заканчивая создаваемыми
россиянами трудностями для китайцев под предлогом «серой растаможки», а
также потоплением китайского товарного судна российскими пограничниками –
все это говорит о существующих трениях между странами, от которых
невозможно скрыться. Вместе с тем, вслед за укреплением экономической
мощи Китая, а также расширением влияния в центральноазиатском регионе,
Россия стала с осторожностью относиться к КНР.
РФ беспокоится по
поводу того, что «превращается в сырьевого придатка Китая», а также
боится «китайского производства». На самом деле, в двусторонней торговой
структуре с «трудоемкими» и «ресурсоемкими» товарами России необходимо с
осторожностью относиться к возможному обретению зависимости от легкой
промышленности Китая, КНР же нужно больше обращать внимания на
зависимость от нефтяных ресурсов России. Кроме того, с точки зрения
занятости, в РФ прослеживается недостаток рабочей силы, наблюдается
демографический кризис в стране. Если ограниченную рабочую силу
перераспределить в сектор легкой промышленности, которая не занимает
преимущественного положения в стране, то значительно возрастут временные
потери. В связи с этим, России абсолютно не стоит беспокоиться по
поводу нерациональности двусторонней торговой структуры, поскольку она
была порождена природными ресурсами. При желании изменить ее, можно лишь
изменить собственные сравнительные преимущества, одними политическими
призывами и давлением – делу не поможешь. Двум странам необходимо
использовать имеющиеся природные ресурсы, способствовать формированию
новых сравнительных преимуществ, или другими словами, новых
конкурентоспособных преимуществ.
В игре с нулевой суммой у
стран нет механизмов сотрудничества. В связи с этим, не нужно
подчеркивать противостояние между странами, необходимо стремиться к
взаимному выигрышу и сотрудничеству. В частности в отношениях с Россией,
Китаю нужно выступать за настоящее, выгодное сотрудничество, а не за
игру с нулевой суммой. К тому же посткризисные Европа и США находятся в
поисках выхода из затруднительного экономического положения, одной из
возможных стратегий являются новые источники энергии, низкоуглеродная
экономика и так называемая углеродная пошлина. В случае осуществления
этой стратегии Китай и Россия могут оказаться под сильным ударом,
поэтому странам необходимо углублять сотрудничество в области энергетики
и новых источников энергии. Поскольку европейские страны и США не
желают видеть сильных КНР и РФ, Китаю и России еще больше следует
укреплять базу сотрудничества.
Автор:
доцент Института мировой экономики, научный сотрудник Центра по изучению
России и Центральной Азии Фуданьского университета