Институт прикладного востоковедения и африканистики

  
Российское общество прикладного востоковедения и африканистики

С.Гафуров

21.02.2012

Мой наказ Президенту или Завещание министра Патоличева


Странным образом задолго до президентских выборов у меня сложилось впечатление, что я знаю, кто их выиграет. Я бы мог даже изложить свои предположения в этой колонке, но, боюсь, выборное законодательство может трактовать мои предсказания, как агитацию в пользу одного из кандидатов, поэтому ничего на этот счет я писать тут не буду.

Я напишу о другом – я напишу свой наказ будущему президенту, кто бы он ни был. Это старая и добрая русская традиция  - наказы кандидатам. Крестьяне пишут наказы о земле, рабочие – о заводах, интеллигенты – о библиотеках, моряки – о море, губернаторы – о ЖКХ, летчики – о небе, даже хомячки, – говорят, - пишут свои наказы – о кормушках, клетках и поилках. Впрочем, точно не знаю, я хомячковы наказы не читал. В общем, каждый пишет о том, что ему важно, нужно и интересно.

Я напишу наказ  о внешнеэкономических связях.

Знаменитый министр внешней торговли СССР (1958-1985) Николай Патоличев всю свою долгую и достойную жизнь категорически выступал против объединения внешней торговли с другими видами внешнеэкономической деятельности в одно ведомство. Это была его принципиальная позиция, которую никакая экономическая и административная целесообразность пробить не могла.

Только после его отставки (по старости) в 1985 году удалось объединить Государственный комитет по экономическому сотрудничеству и МВТ в единое Министерство внешнеэкономических связей, а заодно и объединить заграничные аппараты экономических советников с торгпредствами. Это был крупный прорыв, хотя несколько лет после этого основным занятием советских внешнеэкономических объединений была аппаратная  борьба за  передел номенклатуры своих поставок и закупок. Но эффективность объединения, обеспечивающего единую внешнеэкономическую стратегию, была видна невооруженным глазом.

И вот, уже в XXI веке выяснилось, что идеологические наследники Патоличева не унимаются. Им вновь удалось разбить единство внешнеэкономической политики. Внешняя торговля теперь подчиняется Минпромторгу, а вся остальная внешнеэкономическая деятельность – Минэкономразвитию. При этом даже удалось превзойти советского министра в белых перчатках Патоличева, оставив торговые (sic!) представительства в Министерстве экономического развития.

Как может Минпромторг, по мнению авторов такого разделения, регулировать внешнюю торговлю, когда главные государственные инструменты этого регулирования – торгпредства и секретариаты Межправкомиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству находятся в другом ведомстве?

И что будут делать минпромторговские после ухода влиятельного министра Христенко на повышение в ЕЭП?  Мне остается только им сочувствовать. Трудно, адски трудно так работать. Кто пробовал координировать деятельность организаций, подчиняющихся другому ведомству, тот знает.

И мучает, мучает меня вопрос: чем же думали люди, когда отдавали внешнюю торговлю в Минпромторг, оставив все остальное в МЭР. И другой вопрос: с такой системой соподчиненности аппарат хоть что-то делать сможет в части разработки элементов внешнеэкономической стратегии и ее реализации?

И мой наказ будущему президенту прост: разберитесь, пожалуйста, кто же у нас все-таки отвечает за внешнеэкономическую деятельность. Просто разберитесь. Это будет важное дело. И очень полезное для народного хозяйства.



Саид Гафуров



счетчики  

Главная    Исследования и статьи    Контакты    Ссылки    Альбом            Powered by Kompozer»