Мой наказ Президенту или Завещание министра Патоличева
Странным образом задолго до президентских выборов у меня сложилось
впечатление, что я знаю, кто их выиграет. Я бы мог даже изложить свои
предположения в этой колонке, но, боюсь, выборное законодательство
может трактовать мои предсказания, как агитацию в пользу одного из
кандидатов, поэтому ничего на этот счет я писать тут не буду.
Я напишу о другом – я напишу свой наказ будущему
президенту, кто бы он ни был. Это старая и добрая русская
традиция - наказы кандидатам. Крестьяне пишут наказы о земле,
рабочие – о заводах, интеллигенты – о библиотеках, моряки – о море,
губернаторы – о ЖКХ, летчики – о небе, даже хомячки, – говорят, - пишут
свои наказы – о кормушках, клетках и поилках. Впрочем, точно не знаю, я
хомячковы наказы не читал. В общем, каждый пишет о том, что ему важно,
нужно и интересно.
Я напишу наказ о внешнеэкономических связях.
Знаменитый министр внешней торговли СССР (1958-1985)
Николай Патоличев всю свою долгую и достойную жизнь категорически
выступал против объединения внешней торговли с другими видами
внешнеэкономической деятельности в одно ведомство. Это была его
принципиальная позиция, которую никакая экономическая и
административная целесообразность пробить не могла.
Только после его отставки (по старости) в 1985 году
удалось объединить Государственный комитет по экономическому
сотрудничеству и МВТ в единое Министерство внешнеэкономических связей,
а заодно и объединить заграничные аппараты экономических советников с
торгпредствами. Это был крупный прорыв, хотя несколько лет после этого
основным занятием советских внешнеэкономических объединений была
аппаратная борьба за передел номенклатуры своих поставок и
закупок. Но эффективность объединения, обеспечивающего единую
внешнеэкономическую стратегию, была видна невооруженным глазом.
И вот, уже в XXI веке выяснилось, что идеологические
наследники Патоличева не унимаются. Им вновь удалось разбить единство
внешнеэкономической политики. Внешняя торговля теперь подчиняется
Минпромторгу, а вся остальная внешнеэкономическая деятельность –
Минэкономразвитию. При этом даже удалось превзойти советского министра
в белых перчатках Патоличева, оставив торговые (sic!) представительства
в Министерстве экономического развития.
Как может Минпромторг, по мнению авторов такого
разделения, регулировать внешнюю торговлю, когда главные
государственные инструменты этого регулирования – торгпредства и
секретариаты Межправкомиссий по торгово-экономическому и
научно-техническому сотрудничеству находятся в другом ведомстве?
И что будут делать минпромторговские после ухода
влиятельного министра Христенко на повышение в ЕЭП? Мне остается
только им сочувствовать. Трудно, адски трудно так работать. Кто
пробовал координировать деятельность организаций, подчиняющихся другому
ведомству, тот знает.
И мучает, мучает меня вопрос: чем же думали люди, когда
отдавали внешнюю торговлю в Минпромторг, оставив все остальное в МЭР. И
другой вопрос: с такой системой соподчиненности аппарат хоть что-то
делать сможет в части разработки элементов внешнеэкономической
стратегии и ее реализации?
И мой наказ будущему президенту прост: разберитесь,
пожалуйста, кто же у нас все-таки отвечает за внешнеэкономическую
деятельность. Просто разберитесь. Это будет важное дело. И очень
полезное для народного хозяйства.
Саид Гафуров
|